Очередь за Играми-2024 поредела
Владимир РАУШ
Самоотвод Бостона оказался несколько неожиданным, но настоящей сенсацией это не стало. Предвестником бури явился отказ мэра этого американского города Марти Уолша оплачивать из местного бюджета дополнительные налоги, которые могли бы возникнуть в случае непредвиденных расходов на организацию Игр. Глава города объявил об отказе взвалить на свои плечи это финансовое бремя и отпасовал мяч на половину поля Олимпийского комитета США (USOC). Тот в свою очередь не стал церемониться и грубым пинком отправил мяч в аут.
Впрочем, американская сторона не отказалась от идеи провести Игры-2024 на своей территории. Бостону будут искать замену, и как можно скорее. "Мы были бы очень рады видеть Олимпийские и Паралимпийские игры 2024 года в одном из американских городов, – заявил генеральный директор USOC Скотт Блэкман. – Работа над подбором подходящей кандидатуры начнется немедленно".
Новым кандидатом от США может стать кто-то из "большой тройки", в которую входит Лос-Анджелес, Сан-Франциско и Вашингтон, национальном этапе предвыборной гонки уступившие Бостону. Мэр Лос-Анджелеса Эрик Гарсетти от лица своей администрации уже выразил готовность подхватить выпавшее из рук конкурентов знамя. При этом времени у американских чиновников осталось не так много. Дедлайн по подаче олимпийской заявки истекает 15 сентября, а в соперниках у них уже значатся очень серьезные игроки – Будапешт, Гамбург, Париж и Рим.
Аналитики задаются вопросом: чего же так испугался Уолш, заваривший всю эту кашу и внезапно отыгравший назад? Ведь при предполагаемом бюджете бостонской Олимпиады в 4,6 млрд долларов дополнительные налоги, если бы даже они и возникли, составили бы сравнительно небольшую сумму. Между тем, только от продажи телевизионных прав американцы планировали выручить 4,8 млрд долларов. То есть сумму, которая одна должна была покрыть все издержки.
По мнению специалистов, олимпийский сон Бостона подкосила совсем не экономика. Просто Марти Уолш решил не идти поперек настроений своих избирателей. Согласно данным последних социологических исследований? около 12 процентов горожан выступают против проведения Игр, опасаясь роста цен и ухудшения транспортной ситуации. Еще примерно 20-25 процентов занимают политический нейтралитет, попеременно склоняясь то в одну, то в другую сторону. Случись что, и разгневанный электорат вынес бы мэра из его кресла. Зачем рисковать?
И тут обнаруживается любопытная тенденция. Именно настроения широких народных масс определяют в последнее время судьбу олимпийских заявок. Так было в случае Стокгольма, который претендовал на проведение зимних Игр-2022, но потом снял свою заявку, сославшись на ее "нецелесообразность". Следом по тому же пути пошли и конкуренты шведов из Кракова. Когда очередной референдум показал, что почти 70% горожан выступают против Олимпиады.
Когда в прошлом году по той же причине свою заявку отозвал еще и Осло, появление нового тренда стало очевидным. Сегодня ключевым фактором любой кандидатуры на проведения Олимпиады, помимо мощного экономического обоснования и удобно расположенной спортивной инфраструктуры является поддержка электората. Без нее можно лелеять любые олимпийские мечты, но они будут подобны возведению замков на песке. Что делать, если поддержки не хватает или она отсутствует в принципе? Вкладывать миллионы в PR-кампанию, донося до людей все плюсы будущего грандиозного события. Ну, или отзывать свою заявку.
Есть, правда, еще один вариант. Олимпийские игры можно проводить исключительно в тех странах, где мнение населения не принято ставить во главу угла – в государствах с так называемыми авторитарными режимами. Там, где партия сказала, и народ тут же взял под козырек. Этим странам в обнимку с олимпийским движением будет хорошо. Хорошо ли будет олимпийскому движению с ними – вот вопрос.