30 дней до Олимпиады. Что нас там ждет?
Подготовка к главным стартам четырехлетия в эти дни должна выходить на финишную прямую. Спортсмены – готовиться к заключительным сборам, болельщики – прикидывать шансы и отмечать в календаре самые "перспективные" старты. Но уникальность и трагизм нынешней ситуации в том, что сегодня мы не знаем о грядущих Играх самого главного – ни примерного состава нашей олимпийской делегации, ни ее потенциала. Не знают этого не только болельщики, но и тренеры, и сами спортсмены. Можно сколько угодно сокрушаться по этому поводу или рассказывать, что все могло быть намного хуже, но неизвестность – то, с чем нам предстоит жить ближайшие несколько недель.
Впереди – работа комиссии по допуску "Олимпийских атлетов из России", арбитражные суды и прочие неспортивные процедуры, способные кардинально изменить облик нашей команды. Тут не о чем даже спорить. Лыжная сборная – без Белова и Вылегжанина, конькобежная – без Кулижникова и Юскова, бобслейная – без Касьянова, склетонная – без Третьякова и Никитиной… Составы с этим звездами или без них – имеют принципиально разные возможности. А ведь ко всем допинговым и политическим бедам добавились и более традиционные истории с травмами. Наши стопроцентные претенденты на золото Пхенчхана фигуристка Евгения Медведева и лыжник Сергей Устюгов испытывают проблемы со здоровьем, и никто не знает в какой форме они будут через 30 дней.
В такой ситуации спектр медальных сценариев широк до невозможности – от нового антирекорда до героического попадания в первую пятерку командного зачета. Текущий антирекорд, напомню, был установлен в 2010 году в Ванкувере, где сборная России на волне провалов и невезения ограничилась тремя золотыми наградами и не попала в Топ-10. Теоретически подобный сценарий не исключен и сейчас. При самых пессимистичных раскладах наша команда может и вовсе остаться без золота. Во всяком случае, МОК сделал все для того, чтобы наши спортсмены рассчитывали не на правильную планомерную подготовку, а на злость и желание достойного ответа всем нашим недоброжелателям.
Каков же оптимистичный вариант развития событий? Победу в общем зачете Игр-2018 мы не одержим – даже если CAS вдруг оправдает все четыре десятка "сочинцев", дисквалифицированных комиссией Освальда. Но оставить заметный след в истории Пхенчхана вполне реально – и не только признанным фаворитам. Во многих видах спорта у нас хороший запас прочности, и в условиях, когда лидеры останутся дома, легко могут "выстрелить" и вчерашние резервисты.
Итог в 7-8 золотых медалей при определенной доле везения кажется вполне реальными. Это принесет "нейтральным россиянам" место в первой пятерке (при худшем раскладе – в первой семерке), что тоже можно будет считать очень удачным исходом. Конечно, в нынешней ситуации логично вообще плюнуть на командный зачет, расслабиться и радоваться любому самому локальному успеху. Но с другой стороны глупо делать вид, что медальная гонка не интересна нам совсем. Если мы останемся без золота в лыжах, фигурном катании, коньках, санях и шорт-треке, а без медалей – в сноуборде, биатлоне, керлинге и хоккее – это будет поводом для большого огорчения. Хотя хоккейный успех (а шансы на это весьма высоки) сам по себе способен компенсировать все другие неудачи.
В любом случае, в нынешней неизвестности, помимо отрицательных эмоций есть и свои плюсы. Нас ждет очень непредсказуемая и неоднозначная Олимпиада. Кто-то может считать, что мы проиграли Игры еще до их начала, а кто-то уверен – один лишь выход россиян на старт в Пхенчхане уже победа. Так что оценки сильно разняться еще до начала Олимпиады, а ее результаты, наверняка, вновь вызовут бурные дискуссии.
ЦИФРЫ
350 спортсменов в предварительной заявке ОКР
43 пожизненно дисквалифицированных МОК россиянина подали апелляцию в МОК
7 наших спортсменов будут оспаривать запрет на допуск на ОИ россиян с допинговой историей
210 россиян должны выполнить критерии отбора в Пхенчхан и быть включенными в заявки