МОК поставил перед Россией два барьера
Вчера в Лозанне состоялось первое заседание комиссии по допуску российских спортсменов к Олимпиаде-2018. В нем приняла участие делегация Олимпийского комитета России во главе с первым вице-президентом Станиславом Поздняковым. Главный итог совещания – при оформлении приглашений для "олимпийских атлетов из России" МОК все-таки будет учитывать мнение нашей стороны, несмотря на дисквалификацию ОКР. Двухступенчатая процедура допуска должна завершиться к 28 января – за 12 дней до начала Игр. Правда, эта дата не учитывает возможных апелляций в судах. А они точно будут, и возможно, заседания "выездных панелей CAS" будут продолжаться уже после церемонии открытия Олимпиады, как это было в Рио.
ПРИНЦИП НЕРАВНОПРАВИЯ
Напомню, что из-за допинговых нарушений во время Игр в Сочи признание Лозанной Олимпийского комитета России временно приостановлено. Из-за этого наши спортсмены не смогут выступить в Пхенчхане под своим национальным флагом. Но МОК пошел россиянам навстречу, придумав для нас специальный статус – "олимпийский атлет из России". Это дает возможность выступить не только в индивидуальных соревнованиях, но и в командных видах спорта, и в эстафетах. Правда, под странной аббревиатурой OAR и под белым флагом МОК.
Решение международного комитета вызвало бурные дискуссии в российском спорте, но руководство страны заявило, что не будет препятствовать поездке наших нейтралов в Пхенчхан. Идею выступить в Корее, несмотря ни на что, поддержали все национальные сборные по зимним видам и Олимпийское собрание, а ОКР выразил готовность профинансировать нейтральную команду в обычном объеме. Планы подготовки к Играм, деньги на которые выделяли Минспорт, регионы и федерации, также остались неизменными. Неясность оставалась только со схемой допуска россиян к ОИ-2018.
Ради этого МОК создал специальную комиссию во главе с бывшим министром спорта Франции и главой Независимой организации антидопингового тестирования (ITA) Валери Фурнейрон. В первую очередь эта комиссия будет проверять объемы допинг-тестирования кандидатов и отсутствие у них допинговой истории. Последний пункт, скорее всего, еще будет оспорен в CAS как нарушающий принципы равноправия для спортсменов из разных стран.
ВЕЛИК МОК, А СУДИТЬ РОССИЮ НЕКОМУ
Со спортивными принципами отбора сборной OAR четкости нет до сих пор. Но объявлено, что комиссия по допуску будет основываться на списках, предоставленный Олимпийским комитетом России, которые сформируются по мере того, как наши спортсмены будут выполнять общие квалификационные нормативы. Часть этих списков может быть направлена в Лозанну до конца текущего года. Помимо француженки Фурнейрон санкционировать предложения ОКР будут глава отдела расследований Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) немец Гюнтер Янгер, руководитель антидопингового департамента Всемирной ассоциации международных спортивных федераций бразилец Педро Гонсалвеш и глава медицинского департамента МОК британец Ричард Баджетт.
Присутствие в этом списке представителя Бразилии не может не радовать, но в целом тот факт, что нашу судьбу в международных спортивных инстанциях за очень редким исключением определяют представители западных держав, удивляет – при том, что в МОК и других спортивных организациях есть огромное количество функционеров из Азии, Африки, Восточной Европы и других регионов планеты. Янгер и Баджет в недавнем прошлом допускали резкие публичные выпады в адрес России. И их присутствие в комиссии гарантирует, что она будет учитывать и спорные данные доклада Макларена, и новый список из 300 подозреваемых россиян из похищенной ВАДА базы данных Московской антидопинговой лаборатории. В общем, списки кандидатов, составленные в Москве, совершенно точно не будут утверждаться автоматически.
ЧАСТНАЯ ИНИЦИАТИВА
Но и после того, как комиссия Фурнейрон даст добро, паковать чемоданы в Пхенчхан нашим спортсменам будет рано. Окончательный состав российской делегации на ОИ-2018 определит другая комиссия во главе с членом исполкома МОК Николь Хоевертц (Нидерландские Антильские острова). Бывшей синхронистке будут помогать член комиссии спортсменов МОК словачка Данка Бартекова и генеральный директор МОК бельгиец Кристо ф Де Кеппер.
Эта комиссия не сможет дополнить список кандидатов, но сможет до 28 января убрать из него некоторые имена. Ожидается, что второй барьер нужен в основном для отсева "нежелательных элементов" из числа тренеров и персонала сборной. Напомню, что ранее было объявлено, что путь в Пхенчхан закрыт всем руководителям российской делегации на Играх в Сочи (правда, не совсем понятно, что именно имеется в виду под термином "руководитель"). При этом МОК заявил, что в принципе не возражает против поездки на Игры сотрудников ОКР, которые пройдут через сито двух комиссий.
Пока неясно, можно ли оспорить в Спортивном арбитраже отказ комиссии включить в Олимпийскую заявку того или иного спортсмена или тренера. Но поскольку обнародованная МОК схема не является классическим проектом со специальными приглашениями (wild card), очевидно, что повод для апелляции точно будет. Другое дело, как отнесется МОК к обилию исков, с которым CAS очень тяжело справиться в ближайшие полтора месяца. Не будет ли это воспринято как несогласие нашей страны с санкциями и не станет ли этого поводом для того, чтобы не разрешить сборной России пройти на церемонии закрытия Игр под своим собственным флагом, как было обещано ранее в случае нашего "хорошего поведения"? Но, с другой стороны, у наших спортивных руководителей нет никаких официальных рычагов для того, чтобы запретить спортсменам оспаривать свой недопуск на ОИ-2018 в частном порядке.