Россия - Словакия: матчи на пятой минуте не выигрывают
СЛОВАКИЯ – РОССИЯ – 3:2 (2:2, 0:0, 1:0)
Голы: Гавриков – 1 (Войнов, Широков), 2:54 – 0:1. Капризов – 1 (Гусев), 4:08 – 0:2. Олвецки – 1 (Граняк), 16:05 – 1:2. Бакош – 1, 17:55 – 2:2. Черешняк – 1 (бол., Хашчак, Бакош), 48:30 – 3:2.
Вратари: Конрад – Кошечкин (58:49 – 59:00, 59:06).
Штраф: 12 – 10.
Судьи: Айверсон, Рантала.
14 февраля. Каннын. Gangneung Hockey Centre.
Игорь РАБИНЕР
из Пхенчхана
ТИТУЛЫ И ЗАРПЛАТЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧАТ
Когда на табло замерли цифры "4.09", а счет стал уже 2:0 в пользу сборной России, начавшей матч яростно и огненно, мелькнула расслабляющая мысль: "И что, так будет всю эту Олимпиаду?"
Мелькнула она, как выяснилось, не только у меня. Когда я на пресс-конференции спросил Олега Знарка, верно ли наблюдение, что при 2:0 команда посчитала дело сделанным, тренер с этим согласился – при этом взяв все ошибки на себя. "Если читать мысли (игроков – Прим. И.Р.), то при 2:0 не было никаких сомнений, что ничего не может произойти. 2:1? Ничего, сейчас забьем. 2:2 – ой..."
Все было именно так. Трудно было не заметить, как чуть ли не с каждым пятиминутным отрезком снижался градус российской игры. А с середины второго периода это уже был просто равный матч – чего до начала встречи представить себе было решительно невозможно.
Так часто бывает в спорте. Ты начинаешь игру в статусе явного фаворита, да еще поначалу и подтверждаешь его. Наступает расслабление – и расплата за него. Одна, другая... А потом ты, по-прежнему считая себя фаворитом, уже не можешь вернуть игру под контроль. Соперник забрал ее себе, подпитался уверенностью – и теперь уже ты начинаешь ошибаться, выбрасывать шайбу за борт и получать глупые удаления, падать на ровном месте и привозить моменты...
Весь этот классический набор мы увидели в стартовом матче Пхенчхана. И, может, хорошо, что именно сейчас, а не позже. Это Олимпиада, братцы! Зарубите это себе на носу! Ваши регалии, титулы, орденские планки, зарплаты в СКА и ЦСКА тут ничего не значат. Доказывать все нужно здесь и сейчас. И завершать матч не в начале пятой минуты, а на 60-й.
Это и есть то самое неуважение к соперникам, о котором в репортаже на Первом канале, как мне рассказали, говорил великий Игорь Ларионов. Таких людей, как Профессор, видевших в хоккее все, никакими разговорами о слабой реализации не проведешь. Они видят все насквозь.
Словакия – самый неудобный соперник России на Олимпиадах
"СПАСИБО ВАСЕ"
Словаки этого созыва по сравнению с россиянами – ноунеймы. Когда я взглянул на их состав, возникла такая аналогия. Да, я прекрасно помнил (ибо сам там был), как Россия проигрывала Словакии в стартовом матче Турина-2006 – 3:5. Как горела ей по буллитам в Ванкувере. Как с колоссальным трудом, по тем же буллитам, одолевала ее в Сочи. Память меня пока еще, слава богу, не оставила, чтобы я всего этого не помнил.
Но знал я и другое. По числу сильных хоккеистов Словакия так же отстает от России, как сама Россия – от Канады. И поэтому отсечение НХЛ от Игр-2018 должно было словаков просто убить. А вместо этого...
Вместо этого произошло то, о чем рассказал мне бывший игрок Знарка в "Динамо", а сейчас 34-летний вице-капитан словаков Доминик Граняк: "Мы знали, как сильна Россия, сколько у нее звезд. Но, забив первый ответный гол, подумали, что с ней можно играть. Мы блокировали броски, наш вратарь творил чудеса. Еще до игры мы говорили, что в серии из десяти матчей русские, несомненно, выиграли бы. Но в одной игре может произойти что угодно, и если верить в шанс, он – будет. И уже с середины матча стали играть намного лучше..."
Кстати, вот что интересно: ни один из игроков, которым я задавал тот же вопрос, что и Знарку – насчет выигранного после пяти минут матча – этого не признал. Зато все дружно говорили о проблемах с реализацией и скверной игре в большинстве.
Про численное преимущество – все так, вопросов нет. Но по поводу реализации – стоп! В том же третьем периоде я помню реальные моменты только у словаков. Причем они возникали чаще всего в то время, когда Россия играла в большинстве. Тогда и спасал, оставляя команду в игре, Кошечкин – когда с ним, например, выходили один на один. Капитан Дацюк прямо так и сказал: "Спасибо Васе, что закончилось 3:2". Имелось в виду – всего 3:2.
КОШЕЧКИН НЕ ХАБИБУЛИН, НО …
Мне бы очень хотелось, чтобы не началась истерика по поводу Кошечкина. Да, первый пропущенный гол мог не стать таковым (хотя большей мне там видится вина Шипачева, после диагонального паса через борт потерявшего позицию и позволившего Олвецки выкатиться с угла один на один с вратарем), да, после четырех словацких бросков на табло было 2:2.
Но вратарь играет хорошо, только когда чувствует уверенность, когда ему не дают понять, что отправят на скамейку после первой же ошибки. Вспоминаю, например, первый матч сборной на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити против белорусов. 6:4 – и несколько ляпов Николая Хабибулина.
Мы не знали того, о чем много лет спустя расскажет мне Вячеслав Фетисов: в раздевалке после игры от обезвоживания организма (видимо, еще результат предыдущих нагрузок в "Тампе") Хабибулин потерял сознание. Но видели другое: голкипер, и так не обладавший особой популярностью на родине после отказа играть в Нагано, начал турнир с грубых ошибок. Однако Фетисов, обеспечивший вручение ему перед турниром недоданной десятью годами ранее в Альбервиле золотой олимпийской медали, ни словом его не покритиковал. Доверие осталось абсолютным – и Хабибулин расплатился за него потрясающими четвертьфиналом с Чехией (1:0 – и заголовок в "СЭ": "Закрыто! Ключи у Хабибулина") и полуфиналом с Америкой, в котором он один держал команду в игре.
Понятно, что Кошечкин – не Хабибулин, но и соперники у него сейчас – не Реники с Амонти. На Кубке Первого канала Кошечкину дали шанс, которым он блистательно воспользовался. А от предолимпийского волнения не застрахован каждый – даже если тебе скоро 35. Недаром Дацюк после игры скажет: "Теперь весь страх, слава богу, спал".
Владимир Крикунов в Турине, правда, поступил иначе – как раз после поражения от словаков на старте поменял Илью Брызгалова на Евгения Набокова, и в целом (если, например, вспомнить сухой четвертьфинал с Канадой) это сработало. По Брызгалову острый на язык тренер, правда, вдобавок еще и прошелся, чего у Знарка не может быть в принципе. На словах он Кошечкина точно будет защищать. А вспоминая предматчевые слова Харийса Витолиньша о доверии к Кошечкину при любых раскладах, – и на деле.
В общем, до крайности удивлюсь, если не увижу магнитогорца в воротах в матче со сборной Словении, обыгравшей США. Третьим периодом игры со словаками Кошечкин доказал, что не поплыл. Без него все могло бы закончиться гораздо раньше.
У ПЕРВОГО ЗВЕНА НЕ ПОШЛО
А насчет якобы спавшего общекомандного страха – это мы, конечно, поглядим. Тут возможны два варианта развития событий. Либо с команды вовремя сбили спесь, и проигрыш на старте ее взбесит – либо давление (о котором, кстати, говорил Знарок, сообщив, что игроки читают прессу), которое теперь усилится многократно, накроет ее с головой. И вот тут многое зависит от самого Знарка – потому что команда такова, каков ее тренер. Если он сумеет, по собственному выражению, переспать с этим поражением и наутро четко понять, что надо делать, – одно дело. Если запаникует – совсем другое.
В общении с журналистами Знарок не дерзил, не срывался, а говорил трезвые вещи. Это уже хороший знак. Но этого недостаточно для того, чтобы, например, перевернуть ситуацию с большинством, выглядевшую против Словакии просто ахово. И хотя бы в этом сошлось мнение всех – и главного тренера ("большинство пока не работает"), и опытных игроков, и молодого Капризова, автора самого красивого гола матча ("в большинстве очень плохо отыграли"). По словам Знарка, на тренировках все шло отлично, а в игре – не получилось. Подозреваю, что, по крайней мере, одна из бригад большинства (Войнов – Мозякин, Калинин – Дацюк – Широков) будет частично переформирована.
Не получилось и у первого звена в довольно неожиданном составе – с Мозякиным. С этим все решилось буквально накануне матча: еще после "товарняка" с Кореей Знарок говорил, что, скорее всего, матч начнет Григоренко. Но за день до игры Мозякин, выступавший в звене с Ковальчуком и Дацюком в третьем периоде против корейцев (когда, замечу, игра была уже сделана), тренировался с самыми титулованными хоккеистами сборной – и их так и было решено оставить вместе.
Из разговора Знарка с журналистами выяснилась любопытная деталь. Если я правильно расслышал, главный тренер сказал, что хоккеисты сами попросили выставить их на площадку вместе.
Нельзя сказать, что звено играло плохо – но ничего не забило и нельзя сказать, что вело за собой. И то, что их в третьем периоде рассоединили, выглядит довольно симптоматично. Сильно сомневаюсь, что матч со Словенией они вновь начнут вместе. И в этом случае Ковальчук вернется на родной левый фланг, тогда как на правом, по собственным воспоминаниям, играл три года в "Нью-Джерси". Но с тех-то пор – отвык!
Решающий гол словаки забили в большинстве, полученном за второй подряд выброс шайбы из своей зоны за борт – на сей раз Телегиным. Когда Знарка спросят об этом после игры, он сошлется на несчастный случай: "Вы же помните чемпионат мира в Квебеке. Нэш шайбу выбросил, и мы выиграли чемпионат мира".
Лично мне два этих выброса случайным стечением обстоятельств не показались. Потому что чем дальше – тем хуже играла команда. Ошибки переходили в пропущенные голы, затем – в фолы, наконец, в глупейшие ошибки. И если Войнов выбросил шайбу за борт, прерывая чужой пас (хотя сам до этого "пожарил"), то Телегин – отдавая передачу. Все это отражало то, что к тому моменту команда находилась в смятении. А после третьего гола представить себе, что она отыграется, было уже практически невозможно. Потому что она была психологически сломлена.
КХЛ VS неКХЛ
Был в этом матче и красивый персональный сюжет – но более сладкий для словаков. Их форвард Мартин Бакош, еще в этом сезоне выступавший за "Куньлунь", на 16-й минуте попал под жесточайший силовой прием Зубарева – и улетел на нашу скамейку прямо под ноги Знарку!
Не прошло и двух минут, как Бакош, приняв на себя шайбу после бесхитростного броска Нестерова, ухитрился вскочить и убежать на встречу с Кошечкиным, да еще и нанести блистательный бросок в ближнюю "девятку" – 2:2! Там-то, в отличие от первого гола, к Кошечкину можно было предъявить минимум претензий.
Но вот такой ответ Бакоша на пропущенный прием – наглядная иллюстрация слов Знарка: "Словаки показали себя единым кулаком. Показали, как нужно играть на Олимпиаде". Вполне возможно, что свой опыт игры форварда оборонительного плана 66-летний канадский тренер словаков Крэйг Рэмси смог передать команде: в 1985 году он, будучи хоккеистом "Баффало", завоевал ни много ни мало "Селке Трофи" – приз лучшему оборонительному форварду НХЛ. И Граняк сказал мне, что Рэмси внес немало североамериканского стиля: так, в отличие от прежних времен, словаки при подготовке к матчам массу внимания уделяют мелким деталям игры соперника. И игру бригад большинства России разбирали по косточкам. Так что не бывает ничего случайного.
Россияне же в течение 55, ну, 50 минут со всей убедительностью показывали, как на Олимпиаде играть не нужно. Уже к концу второго, а окончательно – в третьем периоде у них не просматривалось идей, как нужно играть и выигрывать со скромным составом Словакии, где по загадочным соображениям не нашлось места ни единому игроку "Слована". Даже Граняк мне признался, что ожидал увидеть нескольких человек оттуда в сборной.
Но в итоге из КХЛ там остался только один человек – Чайковски из "Автомобилиста", как раз-таки удаленный в очень важный момент третьего периода. Благо для него, что Россия не смогла его фолом воспользоваться...
Тем не менее, на мой взгляд, вполне можно рассматривать этот проигрыш как поражение КХЛ от "неКХЛ". Так, по крайней мере, гласит протокол этого матча, в котором у одной команды 23 человека представляют нашу лигу, а у другой 22, по крайней мере, сейчас не в ней. И это – повод задуматься о вечном. Вроде искусственного изъятия сопротивления во внутреннем первенстве у СКА и ЦСКА.
Впрочем, с этим уже ничего не сделаешь, а выигрывать Олимпиаду все равно надо. "Меня волнует другое – игра", – вырвалось у Знарка ближе к концу разговора с прессой. Нас тоже волнует. Если в начале игры было видно, какими отмычками россияне хотят вскрыть засовы на словацких воротах, то к концу игры они эти отмычки словно куда-то потеряли.
Что ж, начало Олимпиады взбодрило. "Легко не будет", – точно сказал мне пару недель назад Никита Кучеров. Не знаю, были ли хоккеисты к такому повороту морально готовы, но надо привыкать.
На пятой минуте тут не выиграть ни одного матча, парни!
Трансляция матча Словакия – Россия //
Расписание олимпийского хоккейного турнира – здесь