Всем большое гамсабнида*! Будни сборной России в корейских каменных джунглях
*Гамсабнида (В переводе с корейского – спасибо, - Прим. "СЭ")
Марат САФИН
из Аняна
СТРАНА СЧАСТЬЯ
В Аняне потеплело. Две ночи назад столбик термометра в пригороде Сеула показывал "-16". Хотя, если быть откровенным, никакой столбик я в глаза не видел. Как и большинство людей, я ориентируюсь на смартфон. По ощущениям – действительно "минус 16", а уж если дует ледяной морской ветер – и того больше. Вчера телефон известил о "+1". Небо было чистым, солнце светило ярко и во дворце у льда, где занимается команда, казалось намного холоднее, чем на улице. По крайней мере, руки там мерзнут непривычно быстро, а тренеры сборной выходят на лед исключительно в шапках.
Гулять в Аняне, городе с населением около 700 тысяч жителей, в общем-то негде. Однотипные коробки, магазины с ширпотребом и иероглифами. Никаких тебе парков и прочих удобств. Сплошные каменные джунгли. Впрочем, игроки все равно выбираются на прогулку, чтобы не засиживаться в номере.
Любопытно, что в буддизме "Анян" означает не иначе, как "страну счастья", где каждый может найти покой. Вот и игроки нашей сборной по-буддистки спокойны и сосредоточены одновременно. Корея, несмотря на то, что их сборная пробилась в высший дивизион чемпионата мира, пока совсем не хоккейная страна. И российских хоккеистов, даже Дацюка с Ковальчуком, тут почти никто не узнает. На третий день пребывания во дворец забрел одинокий кореец – собиратель автографов (обычно на каждом углу нашу сборную подстерегают толпы), да пришла русская женщина, работающая в госпитале неподалеку, вместе со взрослым сыном.
Гулять по городу действительно скучновато, гораздо веселее смотреть из окна. Как и во многих азиатских странах, много любопытного происходит на крышах, которые для местных жителей служат чем-то вроде очень просторного балкона. Настолько, что, например, на нем можно тренироваться игре в гольф.
МОЗЯКИН ПОДНЯЛ НАСТРОЕНИЕ РЕТРО-ШЛЕМОМ
Впрочем, сборной уже некогда гулять или сидеть по номерам, глядя в окно. Подготовка выходит на финишную прямую. Вчера у команды была двухразовая тренировка. Часовая на льду, затем, после обеда – игровая (парни рубились в баскетбол) и еще один лед. Занятие при этом было полностью посвящено игре в неравных составах. Перед ним глава скаутской службы Алексей Жамнов вызывал на собрание бригады большинства и несколько минут изучал с ними видео.
Понять, какой вид спорта в той или иной стране является национальным, довольно легко. Если при наших катках по всей России, как правило, работает две секции – хоккейная и фигурного катания, то в Корее к ним прибавляется еще и шорт-трек. Даже не так: именно он во всех дворцах – главный хозяин. Вокруг площадки в "Anyang Sport Complex" разбросаны большие маты, которые перед тренировкой оперативно вытаскивают на лед, после чего начинают заниматься дети.
Представители местного хоккейного клуба "Анян Халла", среди которых наш Руслан Берников, поигравший за очень многие клубы суперлиги, КХЛ, ВХЛ, ставший лучшим снайпером Азиатской лиги в 39 лет и перешедший из "Сахалина" к корейцам, достали откуда-то со склада старый шлем для шорт-трека. Старый – по модели и году создания, но по сути – абсолютно новый и никем не использовавшийся. Примерить шикарную обновку решился Сергей Мозякин, поднявший еще выше и без того бодрое настроение всем спецбригадам большинства и меньшинства без исключения.
САМЫЙ ВАЖНЫЙ КОМПОНЕНТ
Смотреть за розыгрышем большинства нашей команды невероятно интересно. Приводить варианты бригад нет смысла – они менялись, так как тренеры пробовали разные сочетания. В одном из розыгрышей кто-то из защитников неаккуратно выбрасывал шайбу, и Вадиму Шипачеву удалось забить невероятный гол: он с лета поймал ее и забил в сетку, после чего прокричал вратарю: "Держи, Шестера!"
После контрольного матча с Белоруссией Олег Знарок сказал прямо: "Большинство будет самым важным компонентом на Олимпиаде". На тренировке он скрупулезно следил за каждым розыгрышем. Вот он накричал на Нестерова за то, что послал шайбу вдоль синей линии партнеру, которого там не было. Но тут же подъехал и долго объяснял, что нужно было предпринять в этой ситуации.
– Хорошо у вас тут собак готовят! – сказал довольный Сергей Широков за ужином в след корейскому шеф-повару, который спешил на встречу с врачами сборной Егором Козловым и Дмитрием Богдашевским, чтобы обсудить детали завтрашнего меню. До собак, конечно, дело не дошло: хоккеисты едят то, что и привыкли всегда, а меню сборной (с незначительными изменениями) сопровождает ее во всех странах мира. Главное, чтобы был весь комплекс витаминов во всех блюдах.
– Как будет спасибо по-корейски? – спрашивал довольный Илья Ковальчук у работников столовой после ужина.
– Gamsahabnida.
– Как? Гамсабнида? (ударение на последний слог). Ясно! – У Ильи, надо сказать, отличная способность к языкам. – Всем большое гамсабнида!