Алексей Касатонов: "Бойкот Олимпиады убьет наш спорт и патриотизм наших спортсменов"
Игорь РАБИНЕР
Двукратный олимпийский чемпион и победитель Кубка Канады, пятикратный чемпион мира и участник Матча звезд НХЛ, человек из великой цеэсковской пятерки и член Зала славы ИИХФ, а ныне – президент спорткомплекса "Парк легенд" и член правления Ночной хоккейной лиги позвонил сам. И произнес 20-минутный, по сути дела, монолог о ситуации с поездкой наших олимпийцев в Пхенчхан. Наболело!
Алексей Касатонов не раз в течение нашего разговора подчеркивал, что это его личное мнение, но я услышал в нем манифест "партии спорта" – десятков, если не сотен заслуженных людей, которые знают, как добываются большие победы. И как отнесутся профессиональные спортсмены к тому, что их возможности этих побед лишат.
Тут важно отметить, что Касатонов нередко выходит на лед с Владимиром Путиным. Более того, для посвященной публики не секрет, что он тренировал главу российского государства, когда тот несколько лет назад решил встать на коньки.
ПРЕЗИДЕНТ – СПОРТИВНЫЙ ЧЕЛОВЕК. И ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ, ПОНИМАЯ, ЧТО ТАКОЕ ОЛИМПИАДА ДЛЯ ЛЮБОГО СПОРТСМЕНА
– МОК поступил хитро, переложив ответственность за итоговое решение на Россию, – начал Касатонов. – Суть такого шага в том, что, если мы бойкотируем Олимпиаду, то на восемь лет окажемся за пределами олимпийского движения, большого спорта – и, в частности, хоккея.
Как профессионал, я понимаю пагубность такого поворота событий. Ведь в этом случае наше участие в крупных соревнованиях заблокируют на всех уровнях – включая и взрослые, и молодежные, и юношеские чемпионаты мира. Мы наводили справки – так и будет. Вспоминаю себя – и как важны были для моего развития как игрока матчи против сильнейших зарубежных команд. Если мы сами откажемся ехать в Пхенчхан, то по отношению к нам будут вынесены жесточайшие санкции.
Поэтому и было принято человеческое и в то же время профессиональное решение. Мы знаем, что наш Президент – спортивный человек. Он понимает, что такое Олимпиада для любого спортсмена. Это высшая ступень и высшая цель. Мечта. И у кого-то это единственный шанс в жизни. А даже если одна из двух-трех, то всегда хочется войти в историю еще больше.
Наконец, для кого-то это последний шанс выиграть Олимпийские игры. В том же хоккее у нас есть выдающиеся ребята, которые на всех уровнях доказали свое величие, но олимпийскими чемпионами им стать пока не довелось. Взять тех же Павла Дацюка и Илью Ковальчука. Да и не только их – тот же Вадим Шипачев в возрасте.
Система нашего спорта создавалась десятилетиями и воспитала сотни настоящих, чистых и честных чемпионов. Она должна работать, и ее нельзя убивать своими же решениями. Да, необходимы внутренний разбор полетов и реновация. Настоящая, а не на словах. Но не изоляция от всего мира!
ТЕ, КТО ХОЧЕТ ПОЕХАТЬ НА ИГРЫ, – НАСТОЯЩИЕ ПАТРИОТЫ. А НЕ ПУСТИВ ИХ ТУДА, МЫ УБЬЕМ ИХ ПАТРИОТИЗМ
– Многие политики и телеведущие обвиняют спортсменов, которые решат поехать в Пхенчхан, в непатриотизме. Ваше мнение – они патриоты?
– Конечно! Потому что они взваливают на себя дополнительную ответственность. Когда ты под таким прессом и прицелом, это совсем не просто. Причем давление будет со всех сторон. И в первую очередь – от наших болельщиков. Ты понимаешь, что едешь только выигрывать. Людей, которые на это решаются, нужно только поддерживать.
В том же хоккее у нас играют совсем не бедные люди. Они на Олимпиады точно не ради денег ездят, им и в клубах немало платят. Тем не менее хоккейная сборная написала письмо, что хочет выступать на Олимпиаде. Эти парни готовы бороться за Россию. А не позволив им это, мы сами убьем их патриотизм.
Поэтому мы, спортсмены, которые прошли весь этот путь и в свое время выиграли золотые олимпийские медали, поддерживаем наших наследников. Мы четко понимаем, что если нынешнее и следующее поколения тех же российских хоккеистов хотят убить, то бойкот – лучшее для этого средство. Это стало бы если и не преступлением, то чудовищной недальновидностью и близорукостью. Когда ты оказываешься в такой сложной ситуации, наоборот, всегда надо идти в бой и доказывать в нем свою силу. Завоевать уважение спортивного – и не только – мира можно завоевать только участием и победами, а не отказами и бойкотами.
Зачем тогда ФХР и КХЛ создавали все условия, чтобы сборная была конкурентоспособной и могла бороться за золото Олимпиады? И состав у нас есть, и календарь под сборную заточен, и есть два базовых клуба – СКА и ЦСКА, один из которых возглавляет главный тренер сборной.
– Тут, кстати, вопрос спорный. Наличие двух базовых клубов, из которых будет составлена почти вся олимпийская сборная, убивает конкуренцию внутри страны. Люди отвыкли играть каждый вечер с полной выкладкой.
– Излагаю свое мнение. Речь в данном случае не о том, что это плохо для КХЛ и соревновательного процесса, а о том, какую роль такая ситуация может сыграть на Олимпиаде. Условия созданы, игроки подобраны, график (назвал бы его графиком А) составлен, и по нему сегодня можно целенаправленно работать. Победа хоккеистов в Пхенчхане реальна, и если она состоится, то закроет все вопросы, о которых вы упомянули.
Кстати, по моему мнению, мощное выступление на Олимпиаде даст в руки России козыри, которые затем позволят авторитетно судиться за тех наших ребят, которые пострадали безвинно. За них надо бороться!
КАЖДЫЙ СУДИТСЯ САМ ПО СЕБЕ.
И МНОГИЕ – ЗА СОБСТВЕННЫЕ ДЕНЬГИ
– Что пока в юридической плоскости, мягко говоря, не очень заметно. Кричат наши чиновники громко, а не делают ничего.
– Согласен! Нет даже штаба, который объединил бы все виды спорта, взял на себя все решения, нанял серьезных адвокатов. Каждый судится сам по себе, плюс, насколько известно, многие спортсмены вкладывают в это собственные деньги. Им обещают потом вернуть – но факт, что нет конкретной программы по борьбе за наших ребят.
– Зато Виталий Мутко, с которого как с гуся вода, продолжает работать. При том что именно под его руководством российский спорт оказался в худшей ситуации в истории, а его, вместо того, чтобы уволить, повысили.
– Время для таких тем наступит позже. А сейчас главное – чтобы у наших болельщиков, общественности было понимание: нашим ребятам должны разрешить выступать в Пхенчхане за сборную России. Подчеркиваю: это именно сборная России! Как бы она ни называлась, речь идет о наших спортсменах. Никого тут не обманешь, и все это будут понимать.
– В конце концов, никто им не сможет помешать после побед прийти на пресс-конференцию и заявить на весь мир, что они это сделали для России. И на церемонии закрытия им могут разрешить нести российский флаг.
– Тем более. Да, понятно, что нас унижают невозможностью выступать под своим флагом и гимном. Для нашей страны и наших спортсменов это всегда было предметом гордости. Но даже это нельзя сравнить со всеми последствиями для спорта и в том числе хоккея в России, которые нас неизбежно ждут в случае бойкота.
– А учитывая, что наши спортсмены будут выступать без флага и гимна, государство, по-вашему, должно платить за их перелет и проживание в Пхенчхане? И выплачивать премии за победы?
– Да, потому что все эти спортсмены – россияне! Все те же! И только враги и дураки могут заявлять обратное.
УГРОЗА БОЙКОТА ЕСТЬ ДО СИХ ПОР. НО НАДО ИСХОДИТЬ ИЗ ЧЕТКОГО ПОСЫЛА ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ
– Невозможно не заметить и того, что международная хоккейная семья единогласно выступила за участие России в Олимпиаде. Исполком ИИХФ накануне решения МОК написал письмо в поддержку участия россиян в Играх, причем подписали его в том числе президенты федераций хоккея США и Канады.
– Все понимают, что Олимпийские игры без России неполноценны. По идее, ее соперникам было бы легче и выгоднее нас утопить, чтобы одним серьезным конкурентом стало меньше. А они проявили и уважение, и понимание, выступив за участие россиян. Это справедливо и делает им честь. Но как будем выглядеть мы, если после такого, будучи фаворитами хоккейного турнира, откажемся ехать сами? Зачем убивать наш хоккей? А это будет именно его убийство.
Сегодня нельзя, не выступая на международном уровне, вырасти в большого хоккеиста. Это очевидно. Убежден: и МОК отлично понимает, что без сборной России по хоккею, а также наших фигуристов Олимпиада резко теряет в том числе и в финансовой привлекательности для спонсоров, рекламодателей, телевидения. Это два самых привлекательных с точки зрения доходов вида спорта на Зимних Олимпийских играх. В МОК понимают, что без той же Евгении Медведевой турнир фигуристок резко упадет в цене. Не только в переносном, но и в прямом смысле.
Если же, помимо неучастия в турнире энхаэловцев, еще и КХЛ не отпустит иностранцев, то олимпийский хоккей потеряет какое-либо значение. Он вообще ничего не даст для развития хоккея, а болельщики будут наблюдать за соревнованиями третьеразрядных команд. Его надо будет просто отменять. И в МОК все это прекрасно понимали, когда переадресовали окончательное решение на нас. Там тоже не могут не считать деньги.
– А пошла бы, по-вашему, КХЛ на такие меры? Или это были лишь угрозы на словах, чтобы оповестить олимпийских и хоккейных богов об истинном масштабе угрозы?
– Надо исходить из того, что есть сегодня. А именно – из четкого посыла, который дал Президент России.
– В тот момент, когда МОК перевел мяч на российскую сторону, у вас были серьезные опасения в том, что бойкот реален?
– Если честно, они есть и до сих пор.
– Вы о том, что творилось в Госдуме?
– Там тоже все неоднозначно. Спортсмены-профессионалы, которые в Думе есть и сами эту жизнь прожили, тренеры, плюс та часть функционеров, которая сама была в настоящем спорте, – все они заняли мудрую позицию. Функционеры-"комсомольцы" – другая категория. А такие люди, как Вячеслав Фетисов и Александр Карелин, поддерживают позицию, что у спортсмена – одна жизнь, и она очень короткая. И поэтому в Пхенчхан надо ехать.
В связи с этим на спортсменов ляжет еще большая ответственность, чем на обычных Олимпиадах. Во многих случаях правомерность дисквалификаций из-за применения допинга не доказана, и возникает вопрос: "А был ли мальчик?" А поскольку веских доказательств не предоставлено, другим нашим ребятам придется выступать, что называется, за себя и за того парня. И все будут ждать от них только побед. Их ждут всегда, но здесь это ожидание станет еще острее. Пока многое непонятно – кого допустят и нет, какие будут процедуры по тестированию на допинг. Многие "личники" говорят, что приходят ночью, ранним утром.
Да, будет непросто. Поэтому сегодня нужно не терять время и сосредоточиться на поиске оптимального состава менеджеров, тренеров и обслуживающего персонала, которых допустят до Олимпийских игр. Ведь многих функционеров и тренеров могут не пустить в Пхенчхан. И, возможно, спортсмен в этом поиске становится главной фигурой.
Сейчас надо заниматься делом, готовить спортсменов, создавать им условия, а не мучить их опять этими колебаниями и неизвестностью. Президент страны дал реальный посыл, как он это видит. И вдруг даже после этого пошла противоположная волна, которая может, повторяю, накрыть с головой и похоронить весь наш спорт.
Нас испытывают на прочность, как только можно. И если мы откажемся ехать в Пхенчхан, то дадим слабину. Повторяю: доказать нашу силу можно только участием и победами в Олимпиаде.