Они были последними на Олимпиаде. Но зарабатывают больше чемпионок
Наталья МАРЬЯНЧИК из Пхенчхана
В общей сложности по сумме двух заездов Адиган уступила олимпийским чемпионкам 3,5 секунды. От предпоследнего экипажа в протоколе нигериек отделили около двух секунд. Это космические отставания для вида спорта, где между победителями и проигравшими бывают сотые, максимум десятые доли секунды.
Но нигерийки приехали на Олимпиаду вовсе не за медалями. Они уже стали звездами этих Игр, собрав после окончания собственных соревнований полный зал прессы со всего мира. С ними заключают спонсорские контракты крупнейшие корпорации и приглашают на самые знаменитые телешоу. Адиган с двумя разгоняющими определенно ждет светлое будущее. Ведь с главной задачей на Игры – остаться по итогам двух заездов живыми и здоровыми – они успешно справились.
ПИЛОТ ПОСТРОИЛА ЭСТАКАДУ СВОИМИ РУКАМИ
Вообще-то Сеун Адиган вместе с разгоняющими – Нгози Онвумере и Акуома Омеога – родились и выросли в США. У них безупречный английский без малейшего намека на африканский акцент и типично американские представления о жизни.
– Своими выступлениями мы открыли дверь, и теперь за нами последует множество людей, – говорит Адиган. – Мы изменили представления о реальности не только на своем континенте, в Африке, но и во всем мире. У меня снесло крышу, когда мне написали болельщики даже из Китая!
История нигерийского экипажа – это действительно настоящая американская мечта. Все три спортсменки в прошлом были легкоатлетками. Разгоняющие бегали спринт на университетском уровне, а Адиган даже сумела отобраться на Олимпийские игры-2012 в Лондоне. Там она выступала в беге на 100 м с барьерами за Нигерию, хотя жила и тренировалась в Университете Хьюстона.
Особой славы Адиган на тех Играх не снискала, да и внешность ее для легкой атлетики совсем не экзотична. Вскоре после того она завершила беговую карьеру и сосредоточилась на учебе. Так продолжалось три года, пока в 2015-м спортсменка неожиданно не увидела тренировки бобслеистов.
– Меня позвали разгоняющей в сборную США, и я решила попробовать, – вспоминает Адиган. – Мне было уже 28 лет, и я подумала: черт, это же такой крутой вид спорта, почему я ничего не знала о нем раньше?
За американскую команду Адиган выступала целый год. В принципе, для женского бобслея это абсолютно типичная история. Так, например, бронзовым призером Игр в Пхенчхане в составе сборной Канады стала коллега нигерийки по легкоатлетической дисциплине, участница Игр-2016 в Рио Филисия Джордж.
Но Адиган, похоже, не умеет жить, как все. В 2016-м ей пришла в голову идея создать нигерийский бобслейный экипаж, а заодно и федерацию. Надо ли говорить, что федераций зимних видов спорта в ее стране вообще не существовало.
Проблем в процессе реализации этой смелой затеи было две. Первая: у спортсменки совсем не было денег, и вторая: для полноценного экипажа требовался пилот. Адиган решила обе сразу: начала обучение как пилот, а параллельно объявила краудфандинговую кампанию.
– Я не люблю снег, и кто-то мне сказал, что бобслеем можно заниматься и на эстакаде, – вспоминает Адиган. – Я пошла в строительный магазин и стала присматривать бревна. Натурально ходила там, прикидывала, какой длины и формы они должны быть. Смотрела в Интернете, как вообще эта эстакада должна выглядеть. И постепенно мы с девчонками своими руками ее построили!
"Девчонки" – это двое разгоняющих, с труднопроизносимыми именами Нгози Онвумере и Акуома Омеога. Их Адиган набрала буквально по объявлению, руководствуясь двумя критериями: нигерийские корни и результаты в легкой атлетике.
– Она была так настойчива, что у меня просто не было выбора, – смеется Омеога. – Она буквально похитила нас! Мы только и делали, что тренировались.
"БЫЛО ТАК ХОЛОДНО, ЧТО Я НЕ ХОТЕЛА ВЫХОДИТЬ НА УЛИЦУ"
Деньги для покупки дорогостоящего инвентаря и оплаты сборов Адиган нашла тоже в Интернете. Краудфандинговая кампания для первого в истории нигерийского экипажа всего за месяц принесла им 75 тысяч долларов. Это позволило купить первый боб и организовать сбор в штате Юта. Там все три девушки впервые в жизни вышли на лед.
– Порой там было так холодно, что я просто не хотела выходить на улицу, – вспоминает Адиган. – А когда мы были все в синяках после первых спусков, я думала: зачем мне вообще нужно это безумие? А вдруг мы убьемся?! Но потом я вспоминала о нашей большой цели и шла вперед, несмотря ни на что.
Всего через три месяца тренировок нигерийки вышли на старт Североамериканского кубка. Экзотический экипаж произвел фурор: их тут же начали сравнивать со знаменитой командой ямайских бобслеистов, о которых даже сняли художественный фильм. Адиган не растерялась и извлекла массу бонусов из растущей популярности.
Девушки активно участвовали в телешоу, вели свои странички в социальных сетях, и в результате сейчас могут похвастаться контрактами с несколькими крупными корпорациями. Нигерийки рекламируют спортивную одежду, шлемы, даже элитный парфюм. Нет никаких сомнений, что после выступления в Пхенчхане число их спонсоров еще увеличится.
– Это так круто, когда ты идешь по олимпийской деревне в куртке с надписью "Нигерия" на спине, – говорит Адиган. – Все спрашивают о нас и хотят узнать нашу историю. Все Игры мы ходили и менялись значками со спортсменами со всего мира. Это был незабываемый опыт!
Спортивные перспективы нигериек по-прежнему весьма сомнительны, но бросать занятия бобслеем они точно не собираются. Впереди – следующая цель, постараться выйти на уровень Кубка мира. В принципе, учитывая, что тренируются они всего полтора года, шансы есть. Адиган с подругами уже доказали, что ничего невозможного для них не существует. ?