Тренеров подкосила золотая лихорадка
Вчера Федерация тяжелой атлетики России начала прием заявок от претендентов на посты главных тренеров мужской и женской сборных. Прежние руководители - Давид Ригерт и Солтан Каракотов - лишились своих должностей, поскольку не сумели завоевать в Лондоне-2012 ни одной золотой медали
С первых дней пребывания в олимпийском Лондоне сборная России окунулась в скандальную атмосферу, из которой так и не вынырнула до самого последнего дня тяжелоатлетического турнира. Неприятные новости одна за другой сыпались на команду, повышая градус обсуждения, а сам новостной контент никоим образом не шел на пользу имиджу российской тяжелой атлетики и тренерской репутации наставников мужской и женской сборных страны - Давида Ригерта и Солтана Каракотова.
Сначала стало известно о неожиданной травме Оксаны Сливенко и ее замене на Наталью Заболотную (та затем выиграла серебро в более тяжелой весовой категории). Виталий Мутко был вынужден публично опровергать версию о сокрытии подобным нехитрым образом употребление допинга еще до начала Игр, что в планы министра явно не входило. О чем думала в этот щекотливый момент сама Сливенко, неизвестно. О чем думали все мы, страшно вспоминать.
Затем выяснилось, что в Лондоне, скорее всего, не выступят два главных фаворита весе до 105 кг - Хаджимурат Аккаев и Дмитрий Клоков. Но если Аккаев в Лондон прилетел (правда, лишь для того, чтобы там лечь под нож, а затем оказаться проинтервьюированным и даже обследованным репортерами на предмет тяжести травмы), то Клоков в олимпийской столице, как и Сливенко, не появился. И появляться не собирался. Все это, впрочем, не помешало Ригерту еще за два дня до соревнований на полном серьезе уверять: решения о выступлении спортсменов будут приняты в день выхода на помост. И такие решения, как нетрудно догадаться, действительно были приняты - ни того, ни другого на помосте не оказалось. А победил в тот день украинец Алексей Торохтий, поднявший в сумме меньше, чем чемпион Игр-2012 в более легком весе до 94 кг Илья Ильин.
До золота наши тяжелоатлеты так и не дотянулись, а попытки официальных лиц российской штанги объяснить, почему это произошло, оказались довольно неуклюжими. Несмотря на то, что только Андрей Деманов стал четвертым, а Надежда Евстюхина "забаранила", зато остальная шестерка выиграла серебряные и бронзовые награды, доведя "коэффициент реализации" у штангистов до уровня, о котором не могли мечтать в Лондоне даже триумфальные дзюдоисты, выступление тяжелоатлетов широкой публикой было признано неудачным. Министр спорта и вовсе упомянул тяжелую атлетику среди главных личных разочарований Лондона-2012.
Четыре года назад, после Пекина-2008, штангисты уже оказывались в схожей ситуации. 7 олимпийских медалей, среди которых ни одной золотой. Мини-скандал с Аккаевым в главной роли, по невыясненным причинам отправленным Ригертом в слабейшую группу В, из подземелья которой спортсмен сумел забраться на пьедестал. "Баранка" Светланы Царукаевой в категории, где не было китаянки и где путь к золоту был открыт. Безропотные в общем-то поражения женщин, каждая из которых подняла в Пекине-2008 в среднем на 10 - 15 кг меньше, чем годом ранее на мировом первенстве, хотя все должно было быть как раз наоборот.
Тогда, в сентябре 2008-го, исполком Федерации тяжелой атлетики России (ФТАР) признал результаты команд удовлетворительными и никаких изменений в тренерском штабе не произвел. Что-то там внутри нашей тяжелоатлетической кастрюли, по традиции прикрытой крепкой чугунной крышкой, покипело, побулькало, но на плиту не выплеснулось.
Четыре года спустя тот же исполком после похожих результатов выдал Давиду Ригерту и Солтану Каракотову черные метки. И объявил конкурсный набор на должности главных тренеров мужской и женской сборных. Заявки принимаются с 20 сентября по 20 октября. Затем они будут рассмотрены межведомственной комиссией с участием представителей ФТАР, Минспорта, ОКР и РУСАДА.
* * *
- Федерация не выполнила обязательств перед Министерством спорта, которое теперь дает сборным оценку не по принципу "удовлетворительного" или "неудовлетворительного" выступления, а на основании медального плана, прописанного в целевых федеральных программах, - прокомментировал решения исполкома глава тяжелоатлетической федерации (ФТАР) Сергей Сырцов. - В плане ФТАР на Лондон было записано по 2 медали каждого достоинства. Медалей у нас действительно оказалось 6, но среди них - ни одной золотой.
Отвечая на вопрос, в чем состоит суть претензий к тренерским штабам со стороны ФТАР, Сырцов выделил травмы ведущих спортсменов и нулевые оценки, то есть "баранку" Евстюхиной.
- Тренеры не разглядели травм у лидеров ни в момент подготовки, ни в процессе отъезда команды на Игры, - подчеркнул Сырцов. - 26 июля закрылись олимпийские заявки, и мы больше не имели права на замену. Если бы тренерский штаб мужской команды вовремя отреагировал, на Олимпиаду вместо Аккаева и Клокова поехали бы другие люди. Что же касается женской команды, то в Лондоне у нее присутствовала нулевая оценка. Как и четыре года назад, в Пекине-2008, у Царукаевой.
- Уволили за то, что нет золота, за "баранку" Евстюхиной, - сформулировал причины своего увольнения Каракотов. - Без обид. Я устал. Всем спасибо, кто со мной работал. Зачем объявили конкурс? Наверное, посчитали, что так будет демократичнее, чем раньше, когда президент федерации просто объявлял имя нового тренера.
По словам Каракотова, никакого давления со стороны он не чувствовал.
- У меня не было никакого ощущения давления - ни со стороны министерства, ни со стороны федерации. Просто после Олимпиады решили пересмотреть нынешнее положение дел. Это нормально.
Решительно опроверг вариант давления на федерацию со стороны министерства и Сырцов.
- Никакого давления не было, ни в коем случае, - подчеркнул глава ФТАР. - На исполкоме присутствовал заместитель министра Павел Колобков (курирующий летние виды спорта. - Прим. С.Б.), но никакого вмешательства не было. Так решил исполком федерации, которая не выполнила взятых на себя обязательств.
- Смена главных тренеров - большой шаг вперед, - уверен олимпийский чемпион Афин-2004 Дмитрий Берестов, член исполкома ФТАР. - Это какая-никакая, а реакция, своего рода отношение к неудовлетворительному выступлению сборной, пусть исполком и признал его удовлетворительным. Если нет золотых медалей, если два олимпийца из шести в мужской команде не выступили на Играх, кто-то должен за это отвечать. А не так, как раньше: выступили неудачно, расстроились - и забыли. Если посмотреть на динамику результатов команды на Играх, то нетрудно заметить, что последние две Олимпиады команда выступала хуже, чем в Афинах-2004, где у нас после провала в Сиднее-2000 было и золото, и немало других медалей. Как бы я, как и все вокруг, ни уважал великого Давида Ригерта, он должен нести ответственность за итоговый результат. Хотя отдаю себе отчет в том, что делать это должен не он один. Отставки сегодня - это задел на будущее. Те специалисты, которые придут на смену, будут знать, что их действия рассматриваются под микроскопом.
* * *
Говоря о смене главных тренеров, следует помнить о том, что речь идет о двух совершенно разных, по сути, видах спорта, имеющих в России совершенно разный профессиональный уровень, традиции и систему подготовки резерва, - мужской и женской тяжелой атлетике.
Уход из сборной Ригерта, четыре года выбиравшего шестерку олимпийцев, в которой каждый третий в самый нужный момент оказался недееспособным, станет драмой разве что для самого Ригерта, хотя маловероятно и это. Никуда не денутся десятки молодых талантливых тяжелоатлетов, которые ежегодно норовят подменить потерявших хватку ветеранов (хотя с такими регулярными допинговыми разоблачениями, как недавнее, с участием 8 юных дисквалифицированных спортсменов, никакой молодежи не напасешься).
Женская же штанга - империя на глиняных ногах, от начала до конца выстроенная руками Каракотова и его немногочисленных помощников. В стране, где тяжелой атлетикой серьезно занимаются три сотни девушек, шесть десятков из которых участвуют в национальном первенстве во всех категориях, вместе взятых, от них требуют золотых олимпийских наград. Три серебряные медали женщин в Лондоне-2012 говорят только об одном: в призах на Играх оказалась каждая сотая штангистка России.
Разумеется, уровень конкуренции в женской и мужской тяжелой атлетике на мировом уровне принципиально иной. Несмотря на все многочисленные титулы чемпионок мира и Европы, ни одна российская спортсменка так и не стала олимпийской чемпионкой начиная с Сиднея-2000, где эта дисциплина в программе Игр дебютировала. И это - оборотная сторона медали. И тоже своего рода итог почти 20-летней карьеры Каракотова в сборной.
- Без кокетства говорю: не знаю, кто станет тренером, - признался Каракотов. - В женской штанге есть своя специфика. Наверное, логично было бы доверить команду кому-либо из нынешних тренеров сборной. Насколько я знаю, никто из дев-чонок из спорта уходить после Лондона не собирается. На Рио-2016 есть Каширина, Евстюхина, Зубова, другая молодежь. Да если и кто-то из сегодняшних лидеров продержится еще четыре года, будет замечательно. Команда-то боеспособная.
- Не удивлюсь, если женскую команду примет старший тренер Александр Видов и будет продолжать работать в тесном контакте с Каракотовым, - сказал по этому поводу Берестов. - Как вариант, есть молодые специалисты, не первый год работающие в орбите сборной, - Казбек Золоев, Игорь Алексеев, Светлана Хабирова.
- Кандидатов руководить мужской командой еще больше, - продолжил чемпион Афин-2004. - Хотя я бы выделил трех. Олимпийский чемпион Николай Колесников много лет возглавлял юношескую команду, заработав добрую профессиональную репутацию. Есть прошедший через юниорскую сборную Александр Венков, у которого хороший контакт с президентом федерации, что немаловажно. Наконец, есть тренер Андрея Чемеркина Владимир Книга - авторитетный и одновременно интеллигентный специалист высочайшего уровня.
Сергей БУТОВ