Райан Лохте: второй после Леброна
Завершившийся в начале июля американский олимпийский отбор снял одну из главных интриг предстоящей Олимпиады: Райан Лохте не будет пытаться в Лондоне побить рекорд Майкла Фелпса - восемь золотых медалей за одни Игры. Однако 27-летний житель Флориды по-прежнему полон решимости подпортить 14-кратному олимпийскому чемпиону его лебединую песню.
Ближе к лету 2012 года Америка, по своему обыкновению, снова вспомнила про плавание (такое обычно происходит раз в четыре года, аккурат к очередной Олимпиаде) и обнаружила в собственных территориальных водах новую большую звезду - Райана Лохте. Ученик Грегга Троя тут же получил титул "человека, который может побить Майкла Фелпса" и публикации во всех крупнейших газетах и журналах страны вплоть до New York Times.
Апофеозом этого медиаажиотажа стала обложка американского Vogue: Лохте стал лишь четвертым мужчиной за всю историю издания и вторым после Леброна Джеймса спортсменом, которому удалось на нее попасть.
Суть нового имиджа Лохте очень верно схватили организаторы рекламной кампании по продвижению формы американской олимпийской сборной-2012. На обнародованных на днях официальных фото Лохте тревожно смотрит вдаль, он в берете и униформе от Ralph Lauren, с большим американским флагом в руке - словно сошел с постера военно-патриотического блокбастера. Новый американский супергерой готов, осталось только прописать финальную батальную сцену.
* * *
Предстоящую дуэль Лохте и Фелпса, которая имеет все шансы стать главным событием не только плавательного турнира в Лондоне, но и одним из самых ярких моментов Игр-2012 вообще, в Америке, пусть и осторожно, сравнивают с великими бейсбольными противостояниями, и это, надо полагать, грандиозный комплимент. Представьте, решился бы кто в России сравнить, предположим, битву Вятчанина с Донцом с дерби "Спартак" - ЦСКА?
Изюминка этой истории в том, что Лохте вроде бы никак не тянет на классического номинанта в категории "Лучший новый пловец". Во-первых, ему, повторюсь, 27. Во-вторых, у него уже есть помимо прочего три олимпийских золота (правда, всего одно из них в индивидуальной дисциплине) и шесть медалей Игр в общей сложности. Наконец, он уже не первый год успешно монетизирует свои спортивные успехи с помощью линий спортивной обуви, фитнес-курсов и тому подобных вещей. Но это как будто не считается.
Все дело в том, что до 2010 года Райан Лохте был одним из многих, хотя не без своей изюминки. Современная плавательная Америка - это не современная Россия, успешных пловцов там хватает. Но не все они могут считаться звездами, котирующимися в национальном и мировом масштабе. "Фишкой" Лохте прежде был яркий образ олимпийца-раздолбая, совершенно не похожего на правильного и немного скучноватого вундеркинда Фелпса или надежных бойцов Джейсона Лезака и Аарона Пирсола.
В разгар тренировочного процесса Лохте мог сломать руку, попытавшись изобразить брейкданс во время посиделок перед телеком с друзьями, повредить ногу, катаясь на скейтборде, или плечо, упав с дерева. Он надевал на церемонии награждения серебряные накладки на зубы и ядрено-зеленые кроссовки с собственной фамилией. Во время Игр-2008 питался исключительно в "Макдональдсе". Наконец, он, будучи (в отличие от того же Фелпса) признанным красавцем и модником, чрезвычайно эффектно смотрелся на страницах глянцевых журналов и выделялся на красных ковровых дорожках благодаря умению выбрать из гардероба что-то поинтереснее однотонного черного костюма и нейтрального галстука в тон. И при всем при этом, естественно, давал результат.
До Лохте такой имидж (с "Макдональдсом" и скейтбордом) могли себе позволить в основном серфингисты или представители зимних экстремально-акробатических дисциплин. Но с ними-то широкой публике все понятно - экстремалы-неформалы, что с них взять. А тут пловец-олимпиец!
* * *
Все изменилось в 2008 году, когда Лохте решил, по его собственным словам, что пора становиться по-настоящему великим чемпионом. Сам Райан конкретные имена до сих пор дипломатично не называет, ограничиваясь расплывчатым "после Пекина мне просто надоело быть вечно вторым", но очевидно, что для современного пловца, особенно американского, стать великим означает побить вечно первого Майкла Фелпса. А не просто превзойти его, скажем, количеством наград.
Может, конечно, оказаться простым совпадением то, что Лохте и его тренер Грегг Трой в последние годы сосредоточили свое внимание именно на тех дистанциях, которые считались вотчиной Фелпса (единственное на данный момент исключение в соревновательном репертуаре Райана - 200-метровка на спине). Но почему тогда Лохте, один из лучших, по мнению многих, спинист современности, не стал доводить до ума 100-метровку, которую Фелпс не плавает? На последнем олимпийском отборе Лохте имел на этой дистанции один из лучших результатов в предварительных стадиях, но снялся, не выйдя на финал. Не скрыт ли здесь особый пафос - побить 14-кратного олимпийского чемпиона на его же территории?
Восхождение на новый уровень после Пекина-2008 заняло у Лохте почти полтора года - лишь в декабре 2010-го на зимнем чемпионате мира в 25-метровом бассейне "новый Райан" впервые заявил о себе в полный голос, "скосив" значительную часть медальной поляны. В Штатах тогда про трехкратного олимпийского чемпиона впервые написали: "Лохте выходит из тени Фелпса и Пирсола". Следующей вехой для Лохте стал чемпионат мира-2011 в Шанхае с пятью золотыми медалями, победой над Фелпсом в их личном общемедальном зачете и первым и пока единственным мировым рекордом у мужчин, установленным после отмены высокотехнологичных гидрокостюмов - на 200-метровке комплексом.
* * *
После этого Лохте смог наконец с полным правом заявить, что в Лондоне-2012 придет его время. С готовностью подхватившие это "скромное" заявление журналисты дошли до того, что великого Фелпса сравнили с другом жениха на чужой свадьбе. Почему-то все были уверены, что Фелпса этот статус страшно злит. Справедливости ради надо сказать, что сам Майкл старательно эту легенду поддерживал, рассказывая, что именно амбиции Лохте заставляют его каждый день прыгать в бассейн.
Но лично мне почему-то кажется, что в глубине души Майкл был страшно рад, что впервые за три последних олимпийских цикла пресс всеобщего внимания обращен не на него. Накануне олимпийского отбора, пока Фелпс спокойно и в одиночестве вкалывал на сборе в горах, Лохте приходилось принимать у себя в Гейнсвиле журналистские делегации всех крупнейших медиагрупп США - от ESPN до New York Times. В одном из этих интервью он рассказал, как устал от того, что даже в местном баре за кружкой пива ему постоянно приходится выслушивать напутствия случайных посетителей в духе "Парень, давай, это твое время!".
В конце концов, Фелпс достаточно весело провел три года после Пекина-2008, чтобы знать: другу жениха на свадьбе часто достаются все сливки. В некотором смысле именно это и произошло на олимпийском отборе в Омахе. До его начала Лохте прочили в Лондоне погоню аж за девятью золотыми медалями. Но в итоге он смог отобраться на Игры в четырех индивидуальных дисциплинах и с учетом двух эстафет, сможет побороться в Лондоне за шесть титулов, максимум за семь, если эстафет с его участием вдруг окажется три.
А может, цели Лохте и правда шире, чем просто утереть нос великому соотечественнику? Например, показать себя сверхчеловеком. В Омахе Лохте пошел на то, чтобы в течение 60 минут трижды выйти на старт - в двух финалах и одном полуфинале. А потом признался, что такой боли не испытывал еще ни разу в жизни. А он знает, о чем говорит: достаточно посмотреть на видео его тренировки. Фелпс прошел через подобное на отборе в 2004 году и с тех пор повторяет, что никогда больше такого хет-трика за вечер в его исполнении не будет. Впрочем, делать подобное в Лондоне Лохте не придется - на 100-метровке баттерфляем он в итоге в команду не попал, оставшись в финале третьим.
Сейчас американские коллеги тщательно вырисовывают портрет повзрослевшего героя, который перебесился, забыл молодецкие глупости (историю с брейк-дансом ему вспоминают до сих пор) и на полном ходу мчится к мечте. Но такой однотонный портрет ему по-прежнему не подходит. Да, Лохте заставил всю Америку прослезиться, когда рассказал, что его самый главный страх в жизни - стать плохим отцом. Или когда признался, что тренер Трой после первых месяцев совместной работы выгнал его из группы, потому что парень, с его точки зрения, не тянул. И только крепкое словцо папы Стива, случайно встреченного по возвращении домой, заставило его вернуться и начать впахивать в несколько раз больше. Сам тренер, к слову, и сейчас признается, что если бы создавал идеального атлета, то он не был бы похож на его самого знаменитого ученика, в том числе своими физическими данными.
Но Лохте по-прежнему остался тем самым веселым парнем из Флориды и не особенно это скрывает. Пусть он, по всей видимости, больше не танцует брейк-данс и аккуратнее катается на скейте, но обещает показаться в Лондоне с "серебряными" зубами и даже не думает отказываться от эпатажной обуви. На олимпийском отборе, например, Лохте дефилировал до бортика в новых парах, среди которых были, к примеру, звездно-полосатые кроссовки с крыльями. Почти как у древнегреческого бога Гермеса.
* * *
Чем закончится его лондонский штурм трона Фелпса, заранее не может сказать никто. Не исключен и вариант, о котором с тревогой предупредил тренер Фелпса Боб Боуман, недовольный секундами двух лидеров на отборе: их, заигравшихся в кошки-мышки, в Лондоне способен обойти кто-нибудь третий.
Но независимо от этого как минимум одну важную задачу Лохте уже выполнил. В конце концов, кто после Пекина-2008 верил, что уже в следующем олимпийском цикле появится человек, способный хотя бы в теории замахнуться на достижение Фелпса? А благодаря Райану перед Лондоном только об этом и говорят.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА