Перестрелка, перестрелка… Перестрелочка!
LONDON-2012 // СТРЕЛЬБА
На этот раз перестрелка за бронзу в стендовой стрельбе завершилась для России успешно: Василий Мосин едет домой в Казань с бронзовой медалью
Слава МАЛАМУД
из Лондона
Честно говоря, ваш корреспондент не может просветить вас в вопросе стендовой стрельбы и арабских стран. А именно – успехов последних в первой. Действительно ли там такое хобби – ходить с ружьишком по Аравийской пустыне да бить птицу в лет? Загадка. И редкая ли птица долетит до середины этой самой пустыни, прежде чем исчезнет в быстрой вспышке и ярком дымке безо всяких пуль? Пески хранят свои тайны. Но то, что Кувейт, ОАЭ и прочие нефтяные страны в последнее время входят в элиту стендовой стрельбы, является фактом.
Вот, три дня назад, в ските стрелялся за бронзу Валерий Шомин со стрелком и одновременно автогонщиком из страны с пессимистическим названием Катар. Перестрелял его стрелок-автогонщик, отобрал место на флагштоке для своего сизого полотнища. И фаворита во вчерашнем дабл-трэпе, англичанина Питера Уилсона какой-то эмир тренирует, объединенный с другими эмирами. И Кувейт там среди претендентов, и те же ОАЭ, и опять Катар. А против них всех – американская военщина и наполеоновские замыслы Пентагона! Ой, не завидую Василию Мосину и Виталию Фокееву – в такое вот пекло попасть…
В ските, если помните, несколько дней назад победил Винсент Хэнкок – двукратный олимпийский чемпион и сержант американской армии. После Олимпиады он выйдет в отставку, так и не дождавшись еще одной лычки, но хулить родные вооруженные силы Хэнкоку причин нет. Знали бы вы, что делает для своего сержанта спецподразделение снайперов, в котором служит чемпион! Не знаете? Я знаю – поговорил с представителем НОК США в автобусе по пути на стрельбище. Сейчас и вам расскажу.
Перед Олимпиадой на деньги из спортивной статьи бюджета Пентагона в штате Джорджия, где живет Хэнкок, соорудили стенд, в точности копирующий лондонский: и вышину сетки, и расположение столбов, к которым она прикреплена. А самое главное – подыскали похожий фон, чтобы с деревьями, и чтобы тарелочка в какой-то момент могла вылететь из "зеленки" в небесную синеву. Непривычного человека такая штука сильно сбивает, вот и Шомин давеча на нее жаловался. А Хэнкок спокойно набил руку, наметал глаз и размял палец. В Лондоне оставалось лишь сделать пиф-паф на автопилоте и послушать гимн родины.
Заботится армия США о сержанте, чего уж там. Но и у нас есть забота и уважение сверху – тут, конечно, не отнимешь. Вот, Владимир Сергеевич Лисин, в отличие от армии США, в Афганистане не воюет, за Бен Ладеном не охотится, рубежи отчизны от мексиканских нелегалов не охраняет. Все внимание, вся любовь – российским стрелковым дивизиям. И многое уже сделано! Например, издан строжайший запрет для стрелков общаться с прессой до медальной церемонии, а для тренеров – вообще, надо полагать, на всю жизнь. Разумное нововведение. И концентрация не собьется, и настроение не испортится, и ненужных разговоров про возраст оружия, условия для тренировок и неизлечимый кашель Любови Яскевич не будет. Хэнкоку о таком и не замечтается, а Уилсону с его эмиром – тем более.
Так огражденные от морального саботажа извне и вышли Фокеев с Мосиным добывать для России медаль – в дабл-трэпе. В списке соперников особенно напрягало присутствие еще двух американских солдатиков, тем более что один из них (Уолтон Эллер) был чемпионом Пекина, а другой (Джошуа Ричмонд) – победителем первенства мира. Оба – из того же подразделения, что и Хэнкок. Про Ричмонда рассказали, что служба и новорожденный ребенок не давали ему регулярно тренироваться, и он заменил поездки на стрельбище сеансами гипноза. Мысль о загипнотизированном солдате с дробовиком наперевес настроение не улучшала.
Но не дал Ричмонду его экстрасенс правильную установку. Дрогнула рука у Эллера. Не смог пристреляться эмир. А Мосин, 40-летний полицейский из Казани, и Фокеев, 38-летний липчанин, лупили по "глиняным голубям" почти безошибочно. В финал Мосин вышел со второго места, деля его с кувейтцем Фехаидом Альдихани, а Фокин – с четвертого. Лидировал англичанин, чье полное имя выглядит так – Питер Роберт Рассэл Уилсон. Но в этом плане его тренер, чемпион Афин-2004 шейх Ахмад бин Мохаммад бин Хашер Аль-Мактум, выглядит, конечно, повнушительнее.
Правила дабл-трэпа довольно простые. Стоишь на своей позиции, спереди от тебя машинка выпуливает две тарелочки, которые летят в дальние дали. Задача – снять их двумя выстрелами. В огнестрельных рядах это называется "дуплет". По ходу соревнования стрелки меняются позициями, чтобы все попробовали каждый из пяти углов обстрела. Вот и все премудрости. В отличие от скита, где ружье перед вылетом тарелки надо держать у пояса, в трэпе разрешается заранее вскинуть его на плечо.
Финалистов ждали 50 выстрелов, то есть по 25 дуплетов, и Фокеев сразу начал отставать. Смазал раз на первом дуплете, еще раз на втором, по разу на седьмом и 12-м, и шансы нашего мирового рекордсмена на медаль растаяли, как облачко розового дыма, – последняя песнь глиняного голубка. У Мосина дела шли получше: первый промах сделал только на шестом, а после 13-го отставал от британца только на одно попадание.
И тут, как только забрезжило золото, начался кошмар. Промах на 16-м, еще один на 17-м, а на 18-м заел механизм, выпускающий тарелочки, и Василию пришлось ждать секунд 10 или 15, что в стрелковом времяизмерении равно примерно трем часам. Россиянин собрался и сбил обе тарелочки, когда механизм наконец заработал. Устремил глаза к небу, громко выдохнул, повернулся к трибунам и замахал рукой – кричите, мол, кричите! Ваш корреспондент был бы и рад крикнуть, но нельзя, на пресс-трибуне-то. А каждое попадание Уилсона встречалось страшным гамом…
Проблемы начались и у англичанина, когда он обнулил 21-й дуплет, но и у Мосина они не прекратились: к тому времени его уже догнали кувейтец и швед Хакан Долби, который провел финал намного лучше всех остальных. Под конец швед ушел в отрыв, и Мосину пришлось перестреливаться за бронзу с Альдихани. Опять перестрелка в стенде! В третий раз подряд. Предыдущие две проиграли, неужто и сейчас…
Не надо паники. Все решилось в первом же дуплете: Мосин – идеален, Альдихани – один промах. Вырвали первую медаль в стрельбе. Наконец-то!
– Какая-то странная остановка случилась, – сказал после церемонии награждения Мосин. – Сейчас уже и не помню толком. Но настрой был очень хороший, ровный. Но я сегодня, наверное, похож на Санта-Клауса…
– Это почему? – спросил спецкор "СЭ", окинув взором красно-белый наградной костюм стрелка.
– Да где-то семь мишеней сегодня подарил. Добавьте их к моему счету и получите результат.
– Что начало происходить на 16-м дуплете?
– Вот и я о том же. Ну что тут сказать… Надо избавляться от этого. Очень хотел сделать России приятное. Хотел как лучше, а получилось как всегда. Снова взял бронзу в перестрелке…
– Зачем себя казнить? Первая наша медаль в стрельбе, как-никак. И предыдущие две перестрелки мы проиграли.
– Ну да. Но я лучше промолчу, а вы в статистике посмотрите, сколько у меня их было…
– Мыслей о проигрышах Шомина и Беликовой не было?
– Мысль – враг спортсмена, а особенно стрелка.
– Руку к болельщикам специально подняли?
– Ну конечно! Давайте, мол, поддержите. А там – тишина такая… Надо было давить, давить чуток британца.
Royal Artillery Barracks. 2 августа. Мужчины. Дабл-трэп. 1. Уилсон (Великобритания) – 188 (143+45). 2. Далби (Швеция) – 186 (137+49). 3. МОСИН – 185 (140+45), перестрелка – 2. 4. Альдихани (Кувейт) – 185 (140+45). 5. ФОКЕЕВ – 184 (139+45). 6. Богнар (Венгрия) – 182 (137+45).