Лондон-2012

11 августа 2012, 01:00

Сергей Кущенко: "Пришло время финансировать кадры"

Читать «СЭ» в Telegram Дзен ВКонтакте

LONDON-2012

Зима приехала в гости к лету. Исполнительный директор Союза биатлонистов России Сергей Кущенко,  встреченный спецкором "СЭ" в ста метрах от Олимпийского стадиона, прокомментировал проблемы нашего спорта, не зависящие от времени года.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ
из Лондона

- У нас тут много разговоров про тренера российских фехтовальщиков Кристиана Бауэра, наставника дзюдоистов Эцио Гамбу, баскетбольного гуру Дэвида Блатта. Вас, как нанимателя еще одного иностранного специалиста Вольфганга Пихлера, радует состоятельность его зарубежных коллег?

- Она радует меня как болельщика сборной России. А если рассуждать с точки зрения функционера, то вопрос, который вы задали, шире вопроса национальности тренера.

Еще в Пекине, если помните, я говорил вам о встрече с одним из английских спортивных руководителей. Который рассказывал, как они наращивают свои инвестиции в спорт от Олимпиады к Олимпиаде, сделав главной целью Лондон. Британия приняла программу по подготовке к Играм, которую реализовало подконтрольное государству агентство UK Sport. Причем задачи перед ним стояли исключительно спортивные, не касающиеся олимпийских строек: агентство занималось только подбором высококлассных специалистов для сборных и помощью в подготовке команд. Мы сейчас проводим анализ последних трех олимпийских циклов и понимаем, что британцы провели ювелирную работу - они конвертировали прежние серебро и бронзу в золото. Создали такие организационно-технически-психологические условия, что сумели прибавить везде, где был хоть малейший шанс.

- Что это за условия такие?

- На мой взгляд, одно из главных - тренерские кадры. Англичане на конкурсной основе набирали тренеров. Своих, иностранных - неважно, главное - лучших в мире. Вот и ответ на ваш вопрос про тренеров. Там, где у нас сильные специалисты, мы тоже получили приличный или даже отличный результат. Большой спорт - это рынок, и мы обязаны эффективно войти в этот рынок. Есть возможность взять лучшее - надо брать. В том числе натурализовывать перспективных и медаленосных спортсменов. Таких, как Холден, Хэммон или казахстанцы, воспитанные в России. В биатлоне экс-россияне выигрывают медали для других стран. А почему мы должны этого гнушаться?

- В каждой стране своя система финансирования спорта. Как обстоят дела в Англии?

- Тут исповедуют бизнес-подход, тесно взаимодействуя при этом с государством, которое оплачивает дороги, спортобъекты и т.д. Остальное берут на себя спонсоры, меценаты и даже рядовые граждане страны. Вы наверняка слышали про национальную олимпийскую лотерею в Лондоне. Это тоже часть программы, реализованной UK Sport. Каждый гражданин страны мог купить лотерейный билет, и его деньги шли на подготовку национальной команды. Так вот, эта лотерея в итоге собрала больше 18 миллионов фунтов! Помимо серьезных средств, это еще и огромный эмоциональный стимул для страны: каждый купивший билет чувствовал себя частью команды, работавшей на результат.

- Стоит ли нам финансировать "не наши" виды спорта?

- Мы должны понимать, во что вкладываем деньги. Если в каком-то виде спорта есть сильный тренер, одаренный спортсмен - нужно точечно финансировать и работать на результат. Если же весь вид медалеемкий, то, однозначно, проработать этот вид по максимуму. Не просто назвать призовые за медали на Играх, а сделать так, чтобы во время всего цикла у спортсмена голова не болела вообще ни о чем, кроме спорта.

Вот Алан Хугаев, наш чемпион, который победил с забинтованной головой, сказал потом ключевую, важнейшую фразу: "Теперь моя семья не будет голодать". Как так? Люди выходят на старт с  мыслью: "Победа или нищета". Каково их психологическое состояние? Да, сытый не поднимется до таких высот. Но голодный, поднявшись, не сделает самого важного шага, потому что "победа или нищета" будет стучать в висках. А сколько в нашем спорте тех, кто отдал всего себя без остатка, но не выиграл медаль? Им, значит, ехать домой без рубля призовых и пахать еще четыре года? Спортсмены должны иметь социальную защиту, это мое глубокое убеждение.

- Хочу спросить о китайцах. Мне кажется, они жизнеспособны только в своей системе. Разрушь китайскую вертикаль - и строй солдат-чемпионов рассыплется.

- Мы так думали в Пекине. Считали, что после домашних Игр у них наступит ожидаемый спад. А приехали китайцы в Лондон - все то же самое. Потому что там ежедневно работает конвейер. Тренеры на местах отбирают таланты с трех лет, по цепочке передают в сборные тех, кто выжил. Их таланты вырастают в жесточайшем отборе. Плюс они планомерно работают над расширением "своих" видов.

Посмотрите - китайцы с каждой Олимпиадой "откусывают" медали у других стран. И у нас, кстати, уже прилично откусили. А мы пока работали в другой плоскости: вкладывали огромные средства в инфраструктуру. Но чтобы получить отдачу, нужны еще и передовые специалисты, выстроенные в цепочку от регионов к главному тренеру сборной. Пришло время параллельно со структурой финансировать кадры.

- Кто этим будет заниматься?

- Это должны определить руководители страны и спортивной отрасли. Очень тонкая тема, где нужно и знание, и чутье, и ежедневная работа в каждом виде спорта.

- Тут мы вторгаемся в следующую тему: какими должны быть взаимоотношения Минспорта и федераций? И кто обязан гасить гарантированные конфликты?

- Перво-наперво не надо выносить сор из избы. Сейчас читаем: стрелки провалились, вид в загоне. А ведь наш стрелковый союз проделал очень хорошую работу. Я знаю, что они за последний цикл заложили большую базу в детско-юношеский спорт, много сделали на будущее. Но в Лондоне во многих случаях чуть-чуть не дотянулись до медалей - и никому неинтересно, что ты там делаешь впрок.

Биатлону эта история хорошо знакома. В таких ситуациях нужно анализировать, разбираться, гасить конфликт в зародыше, не вынося его на публику и избегая громких сцен. Россия - чуть ли не чемпион по серебру, а это сантиметры или доли секунды. Можно кричать: "Пожар!", а можно скрупулезно и вдумчиво бороться за эти сантиметры и доли.

- Какой из следующих вариантов правильный, на ваш взгляд: государство платит и контролирует спортивные процессы в федерациях; государство платит, но не контролирует; государство не платит и не контролирует?

- Любой, лишь бы приносил результат. Чтобы был эффективен и исключал финансовые, кадровые, управленческие конфликты. Это должно быть обязательным стартовым условием. Мы помним большой конфликт Минспорта и ОКР перед Пекином. Спорт не терпит этого. А финансировать можно из любого источника.

- То есть вас устраивает нынешняя схема?

- Знаете, и сейчас можно четко прописать все базовые вещи в договоре между спортивным министерством и федерацией. Нет неразрешимых моментов - есть слабопроработанные. Отсюда и конфликты, и выяснения кто, насколько и кого финансирует.

- Вот смотрите: государство профинансировало - результата нет. Главе федерации указывают на дверь, а он отвечает: не имеете права, это общественная организация. Как быть?

- Если за основу будет взята бизнес-схема, актуальность вопроса снизится. Важнее другое: хорошо, разогнали федерацию, - что осталось? Если есть база, молодое поколение спортсменов взамен нынешних ветеранов, прогрессивные тренеры, инфраструктура, - сменщики, конечно, наладят процесс. А если нет? Собирать спортсменов-ветеранов и умолять их выступать на четвертой, пятой Олимпиаде? "Пожалуйста, выручите, выступите на очередных Играх, а то больше некому", - разве это нормально?

- Из всего сказанного можно сделать вывод: на американскую модель "а давайте-ка, ребята, сами" Россия не перейдем никогда.

- Это у нас не работает - нет рыночных механизмов. Все, что мы можем: оптимизировать управление и взять эффективные схемы у хозяев последних трех-четырех Олимпиад. А если проанализировать, то и у Китая, и у Канады, и у Лондона одна и та же тенденция - наличие четкой национальной программы, ориентированной на спортивный результат, ставка на "свои" виды, и ощутимое эмоциональное объединение вокруг олимпийской команды.

- Последний вопрос: чего нам ждать этой зимой от российских биатлонистов?

- Медального плана и его выполнения. Этот сезон, а точнее, чемпионат мира в Нове-Место, будет индикатором способностей нынешней сборной - ей через год выступать в Сочи.

Olimpbet awards

Кубок года по футболу

Новости