Ольга Забелинская: "Мне как будто сверху скомандовали: "Поехала!"
LONDON-2012 // ВЕЛОСПОРТ. Шоссе. Женщины
Двукратный бронзовый призер Олимпиады в Лондоне велогонщица Ольга Забелинская вернулась в родной Санкт-Петербург и уже на следующий день отправилась в одну из спортшкол, где готовят будущих мастеров трека и шоссе. После общения с юными спортсменами Забелинская нашла несколько минут для интервью "СЭ".
Сергей ЯРЕМЕНКО
из Санкт-Петербурга
- Рады видеть вас в Петербурге с олимпийскими медалями! Вы счастливы?
- Я была рада наконец-то встретиться со своей семьей, которую почти месяц не видела. И очень отрадно, что так много людей радуется за меня и поздравляет. Хотела бы поблагодарить всех, кто меня поддерживал. На протяжении моей карьеры происходило много различных событий - радостных и не очень. Были травмы, которые приходилось переживать и залечивать. Случались моменты, когда хотелось все бросить и уйти из спорта. Огромное спасибо, всем, кто за меня болел. За несколько часов после своей первой медали получила такое количество поздравлений в социальных сетях, по смс, что была немного шокирована. Не ожидала, что у меня столько поклонников. Теперь буду держать кулаки за других спортсменов из России - и, особенно, из Петербурга.
- Можно медали посмотреть?
- Вот они. Тяжелые, как тот труд, что я на них затратила. Медали почти одинаковые, но я их научилась различать. По ленточкам: у первой она какая-то более шероховатая, что ли. Видимо, из-за того, что я на той трассе больше здоровья отдала. Вторая гонка мне далась гораздо легче. Внешне медали вроде бы одинаковые. Но для меня – абсолютно разные.
- Когда ехали на Олимпиаду, изначально на награды настраивались?
- Сейчас все гонщики так хорошо готовы, в такой форме подходят к соревнованиям, что прогнозировать что-либо сложно. Буквально перед стартом первой гонки заглянула в протокол и поняла, что не могу предсказать, кто будет фаворитом.
- Лондон понравился?
- Честно говоря, он меня немного разочаровал, ожидала от этого города большего. Столица Великобритании показалась мне слишком серой. Петербург гораздо красивее!
- Как вам организация Игр?
- Система безопасности обескуражила. Мы много времени тратили не на отдых или тренировки, а на прохождение всех этих кордонов перед Олимпийской деревней. Проверяли людей, машины, словом все, что можно, все сумки перетряхивали. Для того, чтобы зайти в деревню, полчаса требовалось. И еще столько же, чтобы выйти! Когда до номеров добирались, одно желание было – упасть на кровать и от всего отвлечься.
- Олимпийская атмосфера действительно такая неповторима?
- Олимпиада и впрямь совершенно особый турнир по количеству зрителей, волонтеров и интересу к соревнованиям. Когда завоевала первую бронзу, меня повезли на различные чествования, например, в "Дом Боско". Так что особую атмосферу успела прочувствовать.
- Мандраж перед стартом испытывали?
- Конечно. Я бы даже сказала, что он был задолго до него. В день соревнований уже полегче стало. Были какие-то волнения, нервное напряжение ощущалось. Лучше, чтобы в такой момент никто не тревожил и не мешал - хочется ограничить круг общения. Мандраж у всех без исключения бывает. Просто кого-то трясет, а кто-то, напротив, так расслабляется, что собраться никак не может. На тренировках люди показывают сумасшедшие результаты, а во время официальных стартов проваливаются. Здесь уже с психологом работать нужно…
- За сто метров до финиша групповой гонки о чем думали?
- Оглядываться назад уже было поздно. Нам не давали никакой информации об отрыве от пелотона. Мы просто ехали вслепую и не знали, догоняют нас или нет. Поэтому крутили педали, как могли быстро и никаких особых мыслей тогда в голове не мелькало.
- Показалось, что англичанка Арместед все время отсиживалась за спинами у вас и голландки Вос…
- Я бы не сказала - она довольно добросовестно работала. Конечно, Арместед хотела сделать так, чтобы мы устали, пыталась "продергивать" нас на сменах, чтобы мы тратили лишние силы, догоняя ее. Но это же гонка, у нее имелось такое право. У каждого свои цели и методы их достижения. Когда мы ехали еще вчетвером, до того момента, пока не отвалилась американка Олдс, я вообще не понимала, стоит ли мне вперед выходить - они же все отличные финишеры. Когда Олдс отстала, стало легче: поняла, что есть реальный шанс взять медаль.
- Почему вы так рано решили оторваться от пелотона - за 50 км до финиша?
- Я довольно спокойно выдержала первую часть гонки. Потом группа начала уже шевелиться, продергивать друг друга. В один момент мне как будто кто-то сверху сказал: "Поехала!". Ну я и поехала. (Улыбается.) Оторвалась одна, но потом две гонщицы меня догнали. А когда добавилась американка, стало ясно, что работать надо хорошо и добросовестно до самого финиша и тогда медаль у меня точно будет. Прекрасно понимала, что, скорее всего это будет бронза. Знала, что в конце концов они мне сядут на колесо и будут ехать за мной, а потом обгонят на финише.
- Правда, что другие россиянки помогали тормозить пелотон?
- Нет, конечно. Думаю, любой участник группы старался просто удержаться в ней. Пелотон двигался с такой же скоростью, как и мы. К концу задел остался очень маленьким. У нас даже не было времени, чтобы поесть. Хотя перекусывать и пить во время гонки надо обязательно. Нельзя было даже руку в карман за какой-то едой сунуть – время потеряешь. Здесь, кстати, дождь нам помог. Воды было столько, что пить уже не хотелось. (Улыбается.)
- После первой бронзы вы говорили, что не стали идти ва-банк, стараясь убежать от соперниц, потому что хотите успешно выступить в разделке. В итоге там вы тоже оказались на пьедестале. План сработал?
- Да, у нас с Арместед и Вос разные качества – я способна долго ехать быстро, а они могут на коротком отрезке развить просто сумасшедшую скорость, но все остальное время катить в облегченном темпе. Вот и получается, что им удобнее гоняться в группе, где один лидирует, а два других отдыхают. А когда едешь один, то никто тебе не поможет.
- В индивидуальной гонке вы стартовали раньше всех фаворитов. Вас тренеры как-то корректировали, подсказывали, что поднажать требуется или, наоборот, можно отдохнуть?
- Когда стартовала, понимала, что все будут идти по моему времени и мне нужно максимально быстро преодолеть дистанцию. Наши механики, которые ехали в машине позади меня, говорили, что кричали, мол, сколько-то секунд проигрываешь, но там настолько большая толпа вдоль трассы стояла, что абсолютно ничего слышно не было. Просто старалась ехать максимально аккуратно, проходить повороты по кратчайшей траектории.
- А почему нельзя было поставить людей на трассу с листочками бумаги, на которых время было бы написано?
- Так некого поставить было! На Олимпиаду приезжает минимальное число людей, которые непосредственно связаны со спортом. Количество аккредитаций на места в Олимпийской деревне ограничено. У нас даже массажиста выгнали оттуда на второй день из-за нехватки номеров. Приходилось ездить на массаж в какой-то ближайший поселок, где он остановился.
- На церемонию закрытия Игр в Лондон вернетесь?
- К сожалению, не смогу. Скоро начинаются этапы Кубка мира и времени у меня очень немного. Несколько дней проведу в Петербурге. Тут намечена целая программа, мне многое надо успеть.
- На Олимпиаду-2016 в Рио-де-Жанейро планируете поехать?
- Очень хочу! Нужно готовиться и отбираться.