Параллельные миры. 18-й мировой титул Ищенко!
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Казани
В день, когда Наталье Ищенко предстояло добавить к своему послужному списку 18-й титул чемпионки мира в старейшем из видов синхронного плавания, прыгуны в воду в соседнем бассейне впервые разыгрывают награды в командном первенстве – виде, который может исчезнуть из программы мировых первенств столь же быстро, как появился.
***
Наверное, Международной федерации плавания повезло, что Корнель Маркулеску, не первый десяток лет занимающий пост исполнительного директора, несмотря на свой возраст никогда не был догматиком. Именно он одним из первых понял: раз уж случилось так, что телевидение все навязчивее начинает диктовать спорту свои условия, значит, нужно просто встать во главе этого процесса, а не бороться с ним и не тратить время на рассуждения, хорошо это или плохо.
Таким образом в программе чемпионатов мира появились сначала синхронные прыжки в воду, затем – хайдайвинг. И, наконец, микст-дуэты в синхронном плавании и на вышке с трамплином.
Прыгуны сориентировались довольно быстро. Во-первых, все сразу поняли, что командный турнир, который тоже дебютировал на чемпионате в Казани, скорее всего не удержит позиций – слишком скучен. А вот микст – наоборот: уже объявлено, что в следующем сезоне новые дисциплины будут включены во все турниры Мировой серии.
Пока более консервативные рассуждали о том, что микст на вышке имеет право на жизнь, а на трамплине – явление противоестественное, поскольку природные кондиции мужчины и женщины никогда не позволят им встать на одну доску и добиться там равенства, нашлись и такие, кто стал ломать голову в поисках оптимального выхода.
Выход оказался достаточно прост: брать сильную трамплинистку и использовать в качестве партнера тех, чья специализация – прыжки с вышки. Дело в том, что вышечники крайне редко бывают способны выжимать из трамплина максимум как в прямом, так и в переносном смысле. То есть подвластные мужчинам-вышечникам прыжки вполне сопоставимы с женскими как по высоте, так и по сложности. А значит сразу появляется шанс сделать дуэт, способный дать зрителю все, что тот хочет видеть в прыжках в воду: сложность, синхронность и извечное соперничество сильного и слабого пола.
Про соперничество я говорю не случайно. Женщины в прыжках в воду всегда тяготели к тому, чтобы не уступать мужчинам. В Казани это стремление вылилось в то, что сразу несколько спортсменок показали образцы чисто мужских элементов. На однометровом трамплине австралийка Мэдисон Кини стала первой девушкой, у которой коэффициент сложности сразу четырех прыжков из пяти составил 3,0 и выше. А на вышке уже в предварительном турнире в среду японка Минами Итахаши вошла в историю как первая спортсменка, исполнившая (весьма удачно к тому же) 4,5 оборота вперед.
Можно вспомнить и то, как в 2009-м за счет чисто мужского набора прыжков чемпионкой мира на 10-метровой вышке стала мексиканка Паола Эспиноса.
Кстати, став частью программы мировых первенств, синхронный микст наверняка спровоцирует рывок сложности на женском трамплине. Понятно, что вряд ли стоит сразу рассчитывать на высококачественное зрелище (для той же Кини предельная сложность на "метре" обернулась в финале последним местом), но как показывает практика, качество в прыжках в воду нарабатывается быстро.
***
В синхронном плавании, напротив, качество всегда стояло во главе угла. Можно было сколько угодно критиковать те или иные постановки и образы, но никогда нельзя было упрекнуть ведущих синхронисток в том, что они оставляют желать лучшего в плане техники. Наверное, именно по этой причине появление микст-дуэтов на чемпионате в Казани было воспринято так неоднозначно.
Особенно абсурдные черты новый вид обрел, когда дело дошло до предварительного исполнения произвольных программ. Все, что происходило в воде, лучше всего укладывалось в формулировку "Кто в лес, кто по дрова". Самих же участников, среди которых оказались давно оставившие спорт и некогда великие чемпионки Виржини Дидье и Джемма Менгуаль с достаточно беспомощными (по синхронным меркам) партнерами, впору было выпускать "на разогрев" перед выступлениями солисток, дуэтов и групп – подобно тому, как в прыжковом бассейне по-соседству паузы перед награждениями закрывали клоуны прыжкового шоу.
Если кто и выглядел лишним на фоне этой вакханалии постановок и образов – так это 18-летняя чемпионка Европы прошлого года Дарина Валитова, поставленная волевым тренерским решением в микст-пару. Ее в какой-то степени даже было жаль: ведь если бы не необходимость "закрыть" новую дисциплину, спортсменка, оставшись в группе, вполне могла бы вернуться из Казани с тремя золотыми медалями, а через год стать олимпийской чемпионкой.
FINA, конечно же, сама вырыла себе эту западню, совершенно не подумав о том, что тащит в свою программу откровенную шоу-дисциплину, не имеющую четко регламентированных правил ни в том, что касается техники и костюмов, ни в отношении судейства. Естественно, первый же финал завершился скандалом: тренер российского микст-дуэта категорически не хотела соглашаться с тем, что программу ее подопечных не оценили по достоинству и они не стали чемпионами.
Увы, для получения золотых наград слова "Россия" на экипировке оказалось недостаточно.
***
Когда одна страна на протяжении многих лет выигрывает в своем виде все турниры, ее представители невольно начинают верить в то, что им позволено больше, нежели остальным. В свое время известная российская синхронистка Татьяна Хайцер, проработавшая несколько лет в Китае, сказала, что в этой стране поначалу никак не могли понять, что такое "работа с судьями". Но быстро научились. За два года до Игр в Пекине перед юниорским первенством в Гуанчжоу китайцы пригласили к себе судей со всего мира. Устраивали фантастические приемы, возили по всей стране, засыпали подарками... Понимали, что должны понравиться. А в 2008-м страна впервые поднялась на олимпийский пьедестал.
Как только китайцы почувствовали, что мир отнюдь не в восторге от непрерывных побед спортсменов Поднебесной в прыжках в воду, в ход пошла тяжелая артиллерия. Конечно же, было бы неправильным утверждать, что Китай с потрохами купил Международную федерацию, приведя туда титульного спонсора, корпорацию Hosa International. Но по удивительному стечению обстоятельств как раз в этот период ответственным за прыжки в воду в бюро FINA вместо опытнейшего канадца Элдона Годфри стала не очень уверенно владеющая английским языком китаянка Цихон Чжоу, а представители Китая стали регулярно и достаточно открыто выражать недовольство в адрес судей на тех турнирах, которые проигрывали.
Так по рассказам очевидцев было на этапе Мировой серии-2015 в Виндзоре, где англичанин Джек Лоу в третий раз за сезон опередил представителей Китая на трехметровом трамплине, затем в Казани – после того как финал на однометровом трамплине с преимуществом всего в 1,65 выиграла представительница Италии Таня Каньотто. По мнению китайской стороны, это было совершенно несправедливо.
***
Минимальная разница между золотом и серебром всегда воспринималась в субъективных видах спорта крайне болезненно. Что такое, скажем, десятая доля балла в синхронном плавании? Это вполне может оказаться ценой неудачного макияжа или даже тем, что накануне выступления ты прошел мимо судьи, не поздоровавшись. Значение имеет любая мелочь. Помню, однажды я поинтересовалась у выдающегося тренера по фигурному катанию Тамары Москвиной, чем она руководствуется при постановке программ для своих подопечных. Тренер ответила:
– Я всегда помню о том, что в судейский бригаде сидят люди разного пола и возраста, имеющие разный вкус и разную культуру. Поэтому моя задача сделать так, чтобы ни музыка, ни костюмы, ни образ не вызвали ни у кого из них раздражения.
В прыжках в воду нет программ, но есть другая проблема: один и тот же технический элемент может быть оценен совершенно по-разному, если смотреть на него с двух разных сторон. С бортика прыжки выглядят иначе, чем с трибуны, разногласия в оценках случаются даже тогда, когда один арбитр сидит в судейской линейке первым, а другой – последним.
Выход тут один – не давать повода для придирок. Быть сильнее не на голову, а на три. С тем расчетом, что одна голова может быть снесена необъективным судейством, другая – болезнью или неважным самочувствием, но третья все равно останется торчать над соперниками. Только в этом случае можно добиться эффекта, за который в синхронном плавании Россию боятся и ненавидят вот уже второе десятилетие подряд.
***
Впрочем, есть спортсмены, на которых это отношение не распространяется. Когда человек на протяжении многих лет выигрывает или борется за победу и делает это предельно честно, его невольно начинают воспринимать как достояние не какой-то конкретной страны, но всего вида спорта в целом. В плавании таким спортсменом много лет был Александр Попов, в прыжках в воду – Дмитрий Саутин. Когда во вторник 30-летняя Каньотто, завоевывавшая бронзовые и серебряные медали на многих мировых первенствах, впервые стала чемпионкой, ликование было всеобщим. И отнюдь не потому, что золото Тани стало первой некитайской наградой. Просто в спорте умеют ценить настоящие достижения и упорство, с которым человек идет по выбранному пути.
Золото Натальи Ищенко, завоеванное в среду в произвольной программе солисток, было из этой же категории. Оно было прежде всего абсолютно честным. Без скидок на уже имеющиеся 17 титулов, возраст, выслугу лет и недавно родившегося ребенка. На протяжении всей программы Наташа словно держала зал за самое сердце. Зал же не мог дышать от восторга – до самого появления на табло совершенно невероятных оценок.
Хотя почему – невероятных? В конце концов судьи – такие же люди…
КАЗАНЬ. Чемпионат мира по водным видам спорта. Синхронное плавание. Женщины. Соло. Произвольная программа. 1. ИЩЕНКО – 97,2333. 2. Хуан (Китай) – 95,7000. 3. Карбонель (Испания) – 94,9000. 4. Волошина (Украина) – 93,1333. 5. Инуи (Япония) – 92,4333. 6. Симоно (Канада) – 90,2333.