Виктория Ченцова: наш человек на Марианских островах
ЧЕМПИОНАТ МИРА ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА. ПЛАВАНИЕ
Владимир ИВАНОВ из Казани
Наверное, на утренней сессии первого дня чемпионата мира по плаванию именно она была самым счастливым человеком, проходившим через микст-зону. 17-летняя Виктория Ченцова почти на три секунды перебила свой национальный рекорд на 400 м вольным стилем. Правда, рекорд этот вошел в истории не России, а Северных Марианских островов. Плюс ко всему девушка, умудрилась финишировать не последней. В упорной борьбе была обыграна принципиальная соперница с Антильских островов. Имя и фамилия спортсменки навлекли корреспондента "СЭ" на мысль, что у Виктории Ченцовой есть русские корни. Так оно и оказалось.
– Да, мои родители из России, – улыбнулась спортсменка. – Отец занимается туризмом, и в какой-то момент решил переехать. Сначала хотел в Новую Зеландию, а потом решил на Северные Марианские острова. Не знаю почему. Может быть, потому что здесь безвизовый режим и в плане работы ему так проще. Я родилась уже на островах. Мама со мной говорит только по-английски, а отец исключительно по-русски. Так и выучила оба языка.
– Что представляют собой Марианские острова?
– Ой, это 14 совсем небольших островков. При этом на большинстве вообще никто не обитает. Мы живем в Сайпане. Это главный город. Население там примерно 40 тысяч человек. Есть еще Тиниан – там около 5 тысяч и Рота, в которой где-то 1000 жителей. На остальных островах бывают только ученые. Изучают природу, постоянно что-то ищут. А вообще у нас красиво. И тепло. Всегда. В Казани я пока мерзну. Средняя температура у нас – 28-32 градуса.
– Неужели и бассейны у вас есть?
– Ага. Один. А вот больших торговых центров еще нет. Только магазинчики. Зато у нас много фруктов. Хотя риса еще больше. На островах очень много азиатов, поэтому без него никуда. Но я больше всего люблю блинчики. Правда, кроме мамы их никто не делает. Но мы уже почти всех на них подсадили.
– Чем занимается большая часть населения?
– Потомки аборигенов чаморро, тех самым, что украли лодку у Магеллана, почти все так или иначе связаны с туризмом. Кстати, к нам часто приезжают путешественники из России. А в целом, как и везде: работают в больницах, магазинах, школах. Мы считаемся американской территорией, поэтому школьная программа на островах точно такая же, как в Штатах. Но больше всего у нас любят отдыхать.
– И вы?
– Конечно. Я еще занимаюсь каратэ. Ну и, как все, дайвингом.
– Вблизи океана грех не кататься на серфинге.
– Серфингистов мало. Те, кто есть, сразу едут на Гавайи. Там в плане волн лучше. У нас самые популярные виды спорта – бейсбол и футбол. Правда, за рубеж никто не ездит. По-моему, только легкоатлеты как-то были в Китае да на Гоа.
– А как вам удалось отобраться на чемпионат мира?
– За счет FINA. Международные федерации помогают бедным странам. А мы только рады. Это же так круто, съездить на такой турнир. Вот только на Олимпийских играх мы таким же образом поучаствовать не можем. Нужно проходить отбор на чемпионате США, а это, сами понимаете, нереально.
– Это ваш первый старт такого уровня?
– Нет-нет. Я участвовала в чемпионате мира в Шанхае. Тогда мне было 13. А в Казань нас вообще приехало четверо.
– Вы самая известная?
– Я рекордсменка Северных Марианских островов на 50, 100, 200, 400 и 800 м кролем , 50 и 200 м на спине и на 200 м комплексом. Может, где-то еще… Месяц назад в Папуа Новой-Гвинее все их перебила. Даже некоторые мужские рекорды записаны на меня. Вообще я очень люблю участвовать в чемпионатах мира. А то у нас ведь соревнуется совсем немного спортсменов.
– Сколько?
– В национальном чемпионате мы участвовали вчетвером. Конечно же, безо всяких болельщиков. Да что там, у нас даже тайминга не было!
– Но вы ведь все равно звезда на островах?
– Можно сказать. У нас же вообще почти все друг с другом знакомы. А если кто-то выезжает за границу, да еще и на соревнования, то это целое дело. И в газетах пишут, и по радио говорят.
– В России вы впервые?
– Была однажды во Владивостоке, но мне тогда было семь месяцев, и я ничего не помню.
– Чем больше всего поразила наша страна сейчас?
– Оказывается, есть место, где очень много людей похожи на меня. У нас же в основном азиаты. А тут в первый же день смотрю по сторонам: "Вау"! Оказывается, я не одна такая.
– Из российских пловцов кого-то знаете?
– Веронику Попову и, конечно, Александра Попова. А в Барселоне Светлана Княгинина подарила мне прикольную кепку. Я отблагодарила ее значком. Вот, наверное, и все. На островах русских спортсменов вообще не знают. Даже Шарапову. Да и не только ваших. Если провести опрос, то жители назовут разве что Майкла Фелпса, потому что его часто показывают по телевизору. О Лохте никто и не слышал.
– Как вам живется в олимпийской деревне?
– Просто замечательно. Мне нравится. Например, в столовую приходят настоящие звезды, а мы сидим прямо рядом с ними! Правда, в Шанхае и Барселоне я уже успела почти со всеми сфотографироваться. С кем бы еще очень хотелось, так это с Поповым. И еще с Кэти Ледеки. Нельзя упускать возможность. А то, скорее всего, этот чемпионат мира для меня последний.
– Почему?
– Осенью поступаю в университет. Буду учиться в Массачусетсе. Придется мерзнуть. Я вообще хотела в Лондон, но для того, чтобы туда ехать, нужно точно знать, кем ты хочешь быть. А я пока не знаю. В США же можно просто учиться, а со временем выбрать профиль. Там, конечно, буду плавать, но отбираться уже никуда не получится.
– Объездив полмира, можете сказать, что в Северных Марианских островах лучше всего?
– У нас очень классно. Все люди приветливые и счастливые. Они кайфуют просто от того, что им дана жизнь. Это здорово. А для меня самые лучшие дни, когда у нас на столе есть икра. Туристы из России иногда привозят ее отцу. В остальное время мне очень ее не хватает.