Дэйв Сало: "Подготовка в горах - пустая трата денег"
Известный американский тренер, под руководством которого вот уже несколько лет тренируются чемпионы мира Юлия Ефимова и Владимир Морозов, по приглашению Украинской федерации плавания провел два дня в Киеве, где встретился с тренерами по плаванию в рамках своеобразного творческого семинара и провел мастер-красс для спортсменов. По окончании мероприятий Сало ответил на вопросы олимпийского чемпиона Сергея ФЕСЕНКО.
– Ваши слова о том, что шесть тренировок в неделю на воде для высококлассных пловцов – норма, звучат для многих тренеров неправдоподобно. У нас в стране плавают по два раза в день, а на сборах и по три. Я сам это все прошел.
– У моих тренировок высокая интенсивность. Кроме этого мы много работаем над стартом и поворотами, а старт и выход после него – это треть бассейна, плюс много времени занимает работа на суше. Сейчас в связи с отменой костюмов мы добавили еще два узкоспециальных занятия со специалистом, направленных на работу над корпусом. Я верю в тренировки с небольшими объемами, фокусированием на скорости, большом количестве упражнений, развивающих плавательные качества. Для большинства пловцов одна тренировка в день – абсолютно адекватная нагрузка.
– Как в этом случае чередуются интервалы отдыха и восстановления?
– Я распределяю своих спортсменов на суперспринтеров, средних спринтеров и длинных спринтеров. Задание им даю примерно одно и то же, а интервал отдыха задаю такой, чтобы каждый спортсмен мог выбрать для себя наиболее подходящий вариант. Этим я заставляю спортсмена думать. Сам я физиолог и точно знаю, какие метаболические процессы происходят в организме пловцов во время выполнения задания, сколько необходимо отдыхать после столь интенсивной нагрузки.
При одноразовой в день нагрузке с высокой интенсивностью и двухчасовой протяженностью по времени достаточно 24 часа для полного восстановления. У меня может быть от трех до шести тренировок в неделю. Все задания и отрезки подчинены конструированию соревновательной дистанции.
– На чем зарабатывает ваш плавательный клуб?
- Спортсмены, поступающие в колледж и университет, платят более двухсот тысяч долларов в год за обучение и тренировки. Большая часть этих денег уходит на расходы по аренде мест для тренировок, содержание самих пловцов и, конечно, на зарплаты тренерам-ассистентам. При этом многие из тренеров, кто приезжает ко мне поработать, выполняют свою работу на добровольных началах. Они учатся – и это уже их интеллектуальный заработок. Есть такой выдающийся специалист Джон Урбанчик, у которого когда-то начинал плавать я сам. Сейчас Джон помогает мне как волонтер. Ему это интересно.
– А если вы увидели талантливого ребенка, родители которого не имеют достаточно средств, чтобы оплатить занятия?
– Были и такие варианты. Мы предлагаем в таких случаях родителям поработать у нас в клубе или в бассейне на добровольных началах – без оплаты. Работа может быть самая разная, но такая помощь всегда полезна и ощутима. Родители помогают при проведении соревнований, выступают в качестве судей, в качестве смотрителей за порядком, уборщиков. В последние два года мы проводили у себя в клубе студенческий и молодежный национальные чемпионаты. Работы было много и до соревнований, и в период их проведения.
– Кто оплачивает судейство таких соревнований?
– Все судьи у нас приезжают как волонтеры, причем на каждое место огромный конкурс: приехать и посудить национальный турнир – это не только большая честь, но и возможность бесплатно посмотреть соревнования. А если повезет, то и взять автограф у выдающегося пловца. Чаще всего мы обходимся местными волонтерами, имеющими соответствующие сертификаты судей.
– Проводятся ли специальные сборы для пловцов, и часто ли вы используете выезд в горы?
- Мы ежегодно организовываем летний лагерь для тех спортсменов, кто лишен возможности приехать ко мне в течение года из за учебы или тренировок в своих клубах. Специальных сборов, а тем более выездов в горы я не провожу. Слишком много мороки с адаптацией и последующим выходом из нее. Повторюсь еще раз – я прежде всего физиолог, а потом тренер, и потому считаю, что это пустая трата времени и денег.
НА ТРЕНИРОВКАХ МЕЛЛУЛИ НИ РАЗУ НЕ ПЛАВАЛ 1500 МЕТРОВ ЦЕЛИКОМ
– Вы рассказывали, что все тренировочные задания, которые вы даете спортсменам, подчинены конструированию соревновательной дистанции.
– Это так. Мне не нужно давать спортсмену 10 или 20 отрезков по 200 метров основным стилем. Через неделю после таких нагрузок спортсмены просто сбегут от меня. Им станет не интересно. Потому я ищу способ, варианты заинтересовать их, сделать тренировку разнообразной, интенсивной и интересной. И что бы при этом спортсмены получили нагрузку, адекватную тем процессам метаболизма, что происходят у них во время проплывания основной дистанции на крупных соревнованиях. То есть мелкими отрезками я собираю эту дистанцию, как конструктор. Я не моделирую ее по метрам, я моделирую ее по физиологическим механизмам. И у меня это начало получаться.
Я долго сам себе задавал вопрос – зачем так много плавал в университете? Тогда это было модно – у одного из американских тренеров появилась идея с двумя-тремя тренировками в день, с большими аэробными отрезками и сумасшедшими объемами. Половина команды этого тренера выступила успешно на студенческом чемпионате, и все тут же бросились копировать его методику. В том числе и я. Приходил домой уставший, выжатый как лимон и снова и снова задавал себе вопрос – зачем я это делаю?
По мере того как изучал физиологию, все больше понимал те процессы, которые идут в организме спортсмена, и находил для себя ответ на свои вопросы. Мои пловцы плавают по 5-6 километров в день, всегда улыбаются, приходят на тренировку в хорошем настроении и с блеском в глазах, ожидая чем именно я смогу их в очередной раз удивить.
Взять того же Меллули (Усама Меллули – олимпийский чемпион Пекина на дистанции 1500 м в/с. – Прим. "СЭ"). Он – необычайно одаренный спортсмен. Может ежедневно выполнять колоссальный объем работы на скоростях приближенных к соревновательным. Но поверьте, он ни разу за всю свою плавательную карьеру и то время, что тренируется у меня, не проплыл слитно всю дистанцию 1500 м вольным стилем! На Играх в Лондоне он стал олимпийским чемпионом на 10-километровой дистанции – и тоже и ни разу до этого не плавал дистанцию единым отрезком.
– Я часто слышу о применении холодной ванны для восстановления спортсменов.
– Сергей, ну ты вот сам полез бы после тренировки в ледяную ванну? Эффект тут один: более мощный защитный прилив крови к мышцам, помогающий ускорить процесс выведения продуктов распада после интенсивной работы. Но я это не использую. Предпочитаю дать более длинную "откупку" в бассейне после тренировки, дать игры. Поверь, это гораздо более эффективное средство.
– А как вообще обстоит дело с научно-методическим обеспечением в вашем клубе?
– Я хотел бы иметь в клубе полный спектр аппаратуры и методик. Но у меня этого нет. Американская ассоциация плавания имеет свою лабораторию. Кроме этого по США разбросаны несколько частных научно исследовательских лабораторий. Если спортсмен готов за это платить, я никогда не бываю против. Вызывай специалистов, арендуй время, аппаратуру – и вперед!