Газета Спорт-Экспресс № 1 (7240) от 9 января 2017 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

9 января 2017

9 января 2017 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Международная федерация легкой атлетики (ИААФ) на прошлой неделе опубликовала новые критерии допуска россиян на международные старты. Пока согласно этому документу принять участие в зимнем чемпионате Европы сможет лишь Дарья Клишина, и то если откажется выступать под флагом России.

РОССИЯНАМ ПРИОТКРЫЛИ ОКНО В ЕВРОПУ?

На официальном сайте ИААФ опубликованы критерии, которым должны соответствовать россияне, подающие индивидуальные заявки на участие в международных турнирах. Увы, нового там мало. Тем не менее президент Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) Дмитрий Шляхтин назвал критерии более живыми и приземленными, ссылаясь на то, что в нынешней редакции нет пункта об обязательном тестировании вне территории России.

Что делать российскому атлету, который хочет выступить на международных стартах?

Для начала - отправить письмо в свободной форме на английском языке на специальный электронный адрес. В заявке должен быть указан конкретный старт (старты), где спортсмен хочет выступить. Если все одобрят, он получит эдакую однократную визу. Мультивизы сроком, скажем, на полгода пока не выдают. Поэтому ближайший серьезный старт, на который наши легкоатлеты могут рассчитывать, - это чемпионат Европы в закрытых помещениях, который пройдет в Белграде с 3 по 5 марта.

Однако и туда попасть удастся далеко не всем желающим. Для получения допуска от Бюро по пересмотру случаев допинга - именно этот отдел ИААФ занимается рассмотрением заявок - необходимо соответствие ряду критериев. И в своем письме российский атлет, приложив в качестве доказательств аутентичные документальные подтверждения, должен убедительно доказать, что полностью соответствует им. При этом пресс-релиз гласит, что чем выше уровень международного соревнования, в котором хочет принять участие заявитель, тем больше доказательств в поддержку своей заявки он должен будет предоставить для удовлетворения этих критериев.

Много ли критериев?

Немало. Первый же пункт гласит, что спортсмен должен доказать, что он напрямую не причастен (ни сознательно, ни невольно) к нарушению принципов честной игры, а также честности и корректности спорта. Формулировка “невольно” говорит о том, что если выяснится, что атлетам меняли допинг-пробы - даже без их ведома - то ИААФ все равно будет считать их причастными. При этом на сайте международной федерации появилась информация, согласно которой более 200 фамилий российских легкоатлетов упомянуты в закрытой части доклада Ричарда Макларена. Можно предположить, что среди них немало героев чемпионата мира-2013, ведь экс-глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков говорил, что схема с подменами допинг-проб была опробована на этих соревнованиях. Наверняка он и предоставил некий список имен.

Что делать тем, кого нет в “списке 200”?

Для временного допуска на международную арену они должны были в течение длительного времени сдавать допинг-пробы в “достаточные системы допинг-контроля”. Говоря иначе, участвовать в зимних стартах смогут лишь те, кто был в международном пуле тестирования. А это - 50 человек. Те, кто рассчитывал выступить на Олимпийских играх в Рио. Сейчас в пул добавлены еще 12 человек, но успеют ли они сдать три пробы к мартовскому чемпионату Европы - большой вопрос. При этом если вдруг этой зимой в России зажжется юная звездочка и, предположим, она будет показывать результаты в районе мировых рекордов - до международных стартов ее совершенно точно не допустят. Потому что в пуле ее пока нет.

Какие могут возникнуть дополнительные трудности?

Будет оцениваться характер и степень контактов заявителя с должностными лицами (тренерами, врачами и другим вспомогательным персоналом, а также другими уполномоченными лицами или представителями его (ныне дисквалифицированной) национальной федерации), а также период, в течение которого произошли эти контакты. Условно говоря, подопечным Виктора Чегина рассчитывать на амнистию пока совершенно точно не приходится.

Будет учитываться и качество сведений о местонахождении спортсмена. То есть те, у кого есть “флажки” - даже не по их вине (например, была история с Екатериной Коневой, в которой ошибся допинг-офицер РУСАДА, но нарушение автоматически повесили на спортсменку, и лишь потом его сняли), - получат допуск с меньшей вероятностью.

Бюро по пересмотру случаев допинга может пересмотреть решение о предоставлении допуска к соревнованиям или отказе в таком допуске по собственному усмотрению. Например, при выявлении новых фактов или новых доказательств.

Кто будет принимать решение по заявкам?

Роберт Херш - 76-летний американский юрист, вице-президент ИААФ, глава бюро и 55-летний Антти Пихлакоски бывший вице-президент олимпийского комитета Финляндии. Возможно, будет еще один человек, но кто именно пока неопределено. Также в составе бюро Эбби Хоффман, но поскольку она входит в инспекционную комиссию ИААФ в России, участвовать в рассмотрении заявок на получение допуска она не будет.

Есть ли еще какие-то подводные камни?

Помимо соблюдения всех требований спортсмену необходимо получить приглашение на участие в международном соревновании от организаторов. То есть организаторы коммерческих стартов могут просто игнорировать российских спортсменов, и как ты потом допуском ни маши - дальше зрительской трибуны на условной “Бриллиантовой лиге” тебя не пустят.

Есть ли шанс услышать российский гимн в честь победы нашего спортсмена на предстоящем чемпионате Европы?

Ни малейшего. Спортсмен, чья заявка будет полностью удовлетворена, получит особый допуск к участию в международном соревновании в индивидуальном порядке как спортсмен с нейтральным статусом. Однако и это будет большим шагом вперед для нашей легкой атлетики. В пресс-релизе указано, что бюро примет решение по каждой полученной заявке в “кратчайший разумно обоснованный срок”. Но пока с уверенностью говорить об участии в зимнем чемпионате Европы может только наша спортсменка Дарья Клишина.

Владимир ИВАНОВ