Газета Спорт-Экспресс № 244 (7188) от 28 октября 2016 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

28 октября 2016

28 октября 2016 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

РОСГОССТРАХ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 12-й тур. Завтра “СПАРТАК” - ЦСКА

Польский нападающий Давид Янчик - автор одного из самых запоминающихся голов в истории матчей “Спартака” и ЦСКА. Когда-то в Лужниках он осчастливил десятки тысяч армейских болельщиков. После этого Янчик чаще всего приносил себе и другим только горе.

СО СЧЕТОМ 0,7: ПЕЧАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ Давида ЯНЧИКА

В конце сентября польские спортивные сайты дали короткую новость: нападающий клуба второй лиги “Сандецья” Давид Янчик после своего 29-го дня рождения перестал появляться на тренировках команды. Официальная причина - болезнь. Неофициальную вам бы назвал любой из взрослых жителей небольшого городка Новы-Сонч: парень снова ушел в запой.

Имя Янчика давно стало в Польше нарицательным. Если ты - невероятно одаренный футболист, по собственной вине спустивший весь свой талант в канализацию, тебя зовут Давид Янчик. Историю этого футболиста приводят в пример молодым, от него, как от совершенно безнадежного, отказались все агенты, ему закрыт вход в высшую лигу.

Главный тренер “Сандецьи” Радослав Мрочковский, который почему-то до сих пор возится с нападающим, по мнению многих, занимается благотворительностью.

РОССИЯ

История сложных отношений Янчика и выпивки началась вскоре после перехода в “Легию” - талантливому футболисту тогда еще не исполнилось и двадцати лет.

Важную роль тут сыграл агент футболиста Ежи Копец (одиозная личность, одно время он даже был представителем скандального боксера Дерека Чисоры, который перед боем с Виталием Кличко плюнул в его брата Владимира). Именно агент брал Давида на самые яркие вечеринки Варшавы, где алкоголь, конечно, лился рекой. Янчик к тому времени был уже звездой польской молодежки, его всюду узнавали, многие хотели его видеть в своей компании.

- 20-летний Давид спускал на вечеринки сотни тысяч евро, для него это все было частью игры, - рассказывал в недавнем интервью SportoweFaktyЯн Кобылецкий - функционер, несколько лет проработавший в Польском футбольном союзе и попытавшийся однажды вытащить Янчика из ямы. - Знаю Давида с детства. С тех самых пор, как он начинал карьеру в “Сандецье”. Мы и сейчас почти соседи, живем в двух кварталах друг от друга. Больно смотреть за тем, как он себя уничтожает. Когда Копец водил Давида по клубам, он вряд ли мог предположить, к чему это в итоге приведет.

Поначалу алкоголь не мешал Янчику - здоровья хватало и на вечеринки, и на футбол. Те, кто работал с нападающим, всегда отмечали его фантастическую крепость. Организм ему и в самом деле достался уникальный, даже сейчас, спустя годы кутежа, он может переносить нагрузки и выходить на поле.

А тогда, в 2007 году, проблем не было вообще никаких. Сделка с ЦСКА суммой в 4 миллиона 200 тысяч евро (на тот момент рекорд Польши) говорила о том, что все в полном порядке.

- В Москве возможностей еще больше, чем в Варшаве, контракт позволял развлекаться в режиме нон-стоп, - вспоминает Кобылецкий. - Давид хвастался, что приглашал на частные вечеринки известных музыкантов - польских и российских. А еще он пристрастился к азартным играм, правда, в отличие от алкоголя тут он мог сказать себе “стоп”.

В ЦСКА Янчик играл редко, но благодаря голу в ворота “Спартака” (поляк сравнял счет уже в добавленное арбитром время - 1:1) вмиг стал знаменитостью, которой всегда и везде рады. В интервью он говорил, что его не тяготит роль запасного и что все еще впереди. Янчика действительно все устраивало. Он и не думал биться за место в ЦСКА.

“Переезд в Россию в 20 лет стал поворотным моментом в моей карьере, после этого она пошла немного не так, как хотелось бы, - вспоминал позже футболист. - Но я ни о чем не жалею. Я многого достиг, играл в Лиге чемпионов, выиграл Кубок России. Мог оказаться в другом месте, в “Атлетико”, например, но, к сожалению, травмы сильно подпортили мою карьеру”.

Эта фраза была сказана Янчиком весной 2016 года, когда он переживал редкий момент просветления и даже стал забивать за “Сандецью”. Его, конечно, спросили и про алкоголь, но, как и десятки раз до этого, Янчик так и не признал, что у него когда-либо были проблемы с выпивкой.

“Слухи сильно преувеличены”,- вот его обычный ответ.

ПОЛБУТЫЛКИ В ДЕНЬ ИГРЫ

Уже в России Янчик, по многочисленным свидетельствам, каждый вечер, за исключением предыгровых, выпивал примерно по бутылке крепкого алкоголя объемом 0,7 литра. Когда друзья заводили разговор о том, что это ненормально, Янчик злился. Говорил всем, что он не алкоголик, а просто любитель выпить. Тем более он не падал замертво, а вел активную жизнь, веселился, общался. Мощный организм перерабатывал огромные дозы спиртного.

- 0.7 литра - его стандартная доза, - свидетельствует Кобылецкий. - Установилась она в Москве и с тех пор держится стабильно. Любимый напиток - водка со всякими вкусами: ванильная или мандариновая. В Бельгии, куда его в 2009 году отправили в аренду, он пошел еще дальше - выпивал полбутылки в день игры. И представьте - выходил на поле и забивал.

Одна аренда сменяла другую, статус клубов падал - все кончилось украинской “Александрией”. Окончательно карьера Янчика погасла в 2012 году - он скатился до уровня просмотров в клубах уровня ирландского “Лимерика”. Потом его перестали звать вовсе - слухи об алкоголизме сделались строчкой в резюме.

В какой-то момент ЦСКА, контракт с которым еще действовал, перестал платить поляку зарплату. Вместе с агентом Копецом нападающий пытался взыскать свои деньги, но у него ничего не получилось - Янчик прогулял кучу тренировок, так что ни один суд не заставил бы армейцев расплатиться с футболистом.

“НА ПОЛУ ЛЕЖАЛ НАСТОЯЩИЙ ТРУП”

На два года Янчик вообще остался без футбола. Ушел в очередной длительный загул, потом еще и еще. А потом, как говорят, - под воздействием семьи, решил взять себя в руки и попытаться вернуться. Копеца на горизонте уже не было. Единственным человеком, который решил помочь Янчику, оказался старый знакомый, сосед из Новы-Сонча Ян Кобылецкий.

- Мы начали работать с Давидом летом 2014-го вместе с моим партнером Рафалом Зыхом, - вспоминает он. - Стали обзванивать тренеров, но никто и слышать не хотел о Янчике. Все говорили, что это чертова бомба замедленного действия.

В конце концов Янчик и его новые агенты вышли на “Пяст”. Это была большая удача. Клуб из живописного города Гливице, высшая лига, даже с еврокубковыми амбициями. На встрече с агентами советник президента Здзислав Кречина сказал, что ему нравится решать сложные задачки, а Янчик - как раз такой случай.

Футболист взялся за дело. Сбросил вес - с 95 кг до 87 килограммов, прошел курс интенсивных индивидуальных тренировок. По условиям контракта он должен был полностью завязать с выпивкой. В зарплатной ведомости шел в самом конце, ему платили 5 тысяч злотых в месяц - это примерно 1200 долларов. В случае примерного поведения сумма должна была вырасти до 25 тысяч. Кроме того, клуб снимал квартиру, выделил машину, а продукты домой закупал лично агент.

- Поначалу все шло неплохо, - говорит Кобылецкий. - А когда в матче 1/8 финала Кубка с ГКС Янчик забил два мяча и отдал голевой пас, мы подумали, что наступило настоящее возрождение. Это вдохновило его, он здорово тренировался, но в матчах чемпионата испанский тренер Анхель Гарсия предпочитал других футболистов. Несмотря на колоссальный прогресс, Давид вышел на поле всего в двух играх. Чем дольше он ждал, тем тяжелее ему было. Как-то он позвонил мне и сказал: “Еще немного, и я сорвусь”. Я просил его держаться. Но вскоре на сборе в Турции я увидел Давида с банкой пива.

Первый серьезный сбой случился перед товарищеским матчем с “Вислой” во время зимнего перерыва. Янчик не явился на матч, никому не позвонив и ничего не сказав. Найти его удалось только с помощью мамы - с женой Доминикой он уже тогда не жил. Кобылецкий и Зых приехали домой, но им никто не открыл, поэтому пришлось вскрывать дверь.

- На полу лежал самый настоящий труп, - вспоминает агент. - Вокруг бардак и грязища, обстановка полной безнадежности и мрака. Он пил тихо, у себя дома, в полном одиночестве, никуда не выходил. Ему было стыдно, поэтому он от всех закрывался. С тех пор запои снова стали регулярными.

Весной 2015 года Янчик снова стал свободным агентом.

ПЯТАЯ ЛИГА

“Давид на самом дне, но ему наплевать. Он подвел всех людей, которые хотели помочь ему. Он сам про себя говорит, что он цыган, а цыгана сложно заставить любить что-то, к чему не лежит его сердце”.

Это последняя характеристика, которую Янчику дал Кобылецкий, прежде чем разорвать с ним отношения.

Удивительно, но в 2016 году снова нашелся еще один человек, согласившийся помочь некогда талантливому футболисту. Мрочковский, о котором мы вспоминали в начале заметки, действительно верил, что Янчик еще может себя проявить - ему ведь нет и тридцати. В сложный момент Давида вновь поддержала семья - жена и дети.

- Он очень хорошо тренируется, - нахваливал тренер Янчика этим летом. - Мы скрестили пальцы, надеемся, у него все будет хорошо. Иногда человек заблуждается, сворачивает на кривую дорожку, но это не значит, что так будет всегда.

Шансов на то, что надежды тренера-оптимиста оправдаются и ушедшая под откос карьера еще будет спасена, все меньше. В последний раз Давид Янчик вышел на поле 9 октября за резервную команду “Сандецьи” в матче пятой польской лиги. Грузный, медленный, мрачный. Бывшего форварда ЦСКА, забившего один из самых известных голов в истории главного российского дерби, хватило только на тайм.

Дмитрий ЗЕЛЕНОВ