Газета Спорт-Экспресс № 190 (7134) от 26 августа 2016 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1
ВОЛЬНАЯ БОРЬБА
В эксклюзивном интервью “СЭ” спортсменка сборной России по борьбе впервые рассказала подробности своего конфликта с президентом федерации спортивной борьбы МихаиломМамиашвили, которогоона обвиняет в избиении после схватки затретье место наОлимпиаде вРио.
Инна ТРАЖУКОВА: “ВСЕ,ЧТОЯУСПЕЛА СКАЗАТЬ МЕЖДУУДАРАМИ: “ВЫЧТОДЕЛАЕТЕ?”
Инна ТРАЖУКОВА
Родилась 11 сентября 1990 года в Ульяновской области.
Борьбой начала заниматься с 11 лет.
Весовая категория - до 63 кг.
Трехкратная чемпионка России (2014 - 2016).
Двукратная обладательница Кубка России (2014 - 2015).
Бронзовый призер чемпионата Европы (2011, 2016).
После того как Инна через нашу газету рассказала ужасную историю о рукоприкладстве своего руководителя, жертвой которого она стала на Олимпиаде-2016, мы дважды давали слово Михаилу Мамиашвили. Олимпийский чемпион и опытнейший топ-менеджер, возглавляющий Федерацию спортивной борьбы России последние 15 лет, факт избиения 25-летней спортсменки прямо не опроверг, но и не подтвердил, заявив только о “разговоре на эмоциях”. В четверг Мамиашвили публично заявил, что готов извиниться перед Тражуковой, однако та не приняла его извинений и подала заявление в прокуратуру.
Очевидно, что теперь выяснять, кто прав, а кто виноват в этой истории, будут следователи. Однако “СЭ” все равно считает необходимым вернуться к этой теме. В первую очередь потому, что данная история, на наш взгляд, выходит далеко за рамки конфликта двух конкретных людей. Речь в первую очередь о границах допустимого во взаимоотношениях руководителя и спортсмена, наставника и ведомого. Ради здоровья нашего общества и ради будущего наших детей сейчас важно понять: считаем ли мы нормой жесткое психологическое и физическое воздействие на кого бы то ни было ради достижения высокого результата.
КАЖДЫЙ ДЕНЬ МНЕ ХОТЕЛОСЬ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ
- Сейчас передо мной милая хрупкая девушка. Инна, почему столь необычный выбор - борьба?
- Когда я была маленькая, мы жили в сельском поселении. Кроме борьбы, там секций не было. Сначала тренировались только мальчики, а потом и девочки начали заниматься. Отец стал моим первым тренером.
- В каком возрасте начали заниматься борьбой?
- В 11 лет. Наверное, это больше папина воля. Я была ребенком, и мне хотелось пойти погулять с подружками, а не тренироваться.
- Каково это, тренироваться под руководством отца?
- Папа тренирует детей до 11-го класса, а потом отпускает своих спортсменов, так было и со мной. Бывает, что он ругает подопечных. Со мной он был строже, чем с другими детьми. Всегда хотел вложить в меня чуть больше.
- Мама не была против?
- Нет, у нас спортивная семья. Мы даже участвовали в различных соревнованиях: “Мама, папа, я - спортивная семья!” И не просто участвовали - побеждали! Когда мы с братом и отцом уезжали на соревнования, мама всегда провожала, переживала за нас. Когда я проигрывала - папа ругал, мама утешала.
- Какой у вас характер?
- Я боец и воин с детства. Присутствует ответственность: если тренер говорит, что надо что-то делать, значит, я буду это делать.
- Как вы попали в сборную?
- В 16 лет я переехала из Ульяновской области в Москву и поступила в училище олимпийского резерва № 1. Тогда началась совсем другая жизнь. Было очень тяжело, каждый день мне хотелось вернуться домой. Я звонила маме и просила забрать меня из Москвы, но отец настоял: “Как я сказал, так и будет!” Позже я смирилась, а потом даже понравилось тренироваться. Я выиграла российские соревнования по борьбе среди молодежи, и с этого момента результат пошел в гору. Пригласили в сборную.
СО МНОЙ ТАКОЕ ВПЕРВЫЕ В ЖИЗНИ
- Какой вам запомнилась Олимпиада в Рио?
- Я шла к ней долго. Путь был нелегок. Три года подряд я была чемпионкой России: с 2014 по 2016 год. Я заслужила свое место в сборной и путевку на Игры. Мы все ехали в Рио за медалью. Соперники попались сильные, я проиграла схватку за бронзу, но даже не ожидала, что из-за этого может произойти какой-то инцидент с президентом федерации спортивной борьбы.
- Как Мамиашвили относился к вам раньше?
- Инцидентов не было. Личной неприязни с его стороны не замечала. Могли прозвучать грубые высказывания, но не рукоприкладство. Слова можно вытерпеть, но не удары… Со мной такое впервые в жизни.
- Ранее с кем-то из сборной происходило подобное?
- Я не знаю. Не могу ответить за других девочек.
- Что могло так разозлить Михаила Геразиевича?
- Мне сложно ответить, что его подвигло на этот поступок.
- Расскажите подробнее, как все происходило.
- Схватка за бронзу была проиграна, я сошла с помоста. Когда я зашла в зал, меня встретил Мамиашвили. Он ругался, выражался нецензурно. Разговор был жестким, но я думала, что на этом все закончится. Но он решил, что меня необходимо ударить. Это могло продолжаться и дальше, если бы его не остановили другие тренеры.
- Как вы реагировали на происходящее?
- Я просто стояла, была в шоке. Все, что я успела сказать между ударами: “Вы что делаете?” Мне было очень обидно, я начала плакать.
- Вы написали заявление в прокуратуру. Кто-то из свидетелей готов давать показания?
- Я звонила свидетелям, разговаривала. Некоторые отказались, кто-то пока думает.
- Планируете довести дело до суда?
- Да.
НЕ МОГУ ЗАБЫТЬ ТОГО, ЧТО ПРОИЗОШЛО
- Как отреагировали на произошедшее другие спортсменки нашей сборной?
- Все молчат. Многих, наверное, устраивает такое отношение.
- Они вас поддержали?
- Можно я не буду отвечать на этот вопрос… Их фактически не было…
- Есть ли у вас подруги в команде?
- Нет. В спорте, к сожалению, подруг не бывает. Но меня поддерживает мой тренер Юрий Голубовский. Мои друзья не имеют отношения к спорту.
- Голубовский - жесткий тренер?
- Да. Но он умеет находить подход к людям. Юрий Юрьевич считает, что на ковре нельзя давать слабину, и это правильно. Иначе не получится достичь результата. Тренировки тяжелые, но интересные. Он очень хотел олимпийскую медаль. Я совершила ошибку. Не знаю, простит ли он меня за это…
- Каким вы видите разрешение конфликта с Мамиашвили?
- Хочу, чтобы он извинился в присутствии тех людей, при которых унизил меня.
- После того как вы вернулись из Рио-де-Жанейро в Москву, состоялась ваша встреча с министром спорта. Как она проходила?
- Встреча длилась чуть больше часа. Мы говорили о проблемах, которые существуют в сборной на сегодняшний день. Виталий Леонтьевич был единственным, кто извинился передо мной лично за поступок Мамиашвили. Он выслушал меня, сказал, что будет разбираться в ситуации.
- Не боитесь, что вся эта история может негативно отразиться на вашей дальнейшей карьере?
- Я думала об этом. Я хочу продолжать бороться. Я не могу забыть того, что произошло. Буду отстаивать свою позицию.
- Как планируете восстанавливать силы после Игр в Рио?
- Хочу немного отдохнуть, поехать домой, на родину.
- Готовы принять участие на Олимпиаде в Токио?
- Да. И там мне хотелось бы подняться на пьедестал.
Любовь КОНЯЕВА