Газета Спорт-Экспресс № 135 (7079) от 23 июня 2016 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 2

23 июня 2016

23 июня 2016 | Хоккей

ХОККЕЙ

Вчера управляющий директор МХЛ Алексей Морозов объявил о прекращении проекта участия юниорской сборной в чемпионате Молодежной лиги. “СЭ” – о причинах и последствиях такого решения.

РАЗРУШЕННАЯ МЕЧТА

Павел КЛИМОВИЦКИЙ

Хуже плохой идеи - только отсутствие идеи как таковой. Проект юниорской сборной в МХЛ, запущенный год назад, был спорным и имел множество недостатков, но так или иначе преследовал конкретную цель - помочь молодым российским игрокам максимально успешно подготовиться к взрослому хоккею и создать настоящую систему вида спорта в стране. Хороша или плоха была программа, мы бы узнали в лучшем случае лет через шесть-семь, когда выпускники первых поколений U-18 попали бы (ну или не попали бы) в состав сборной на чемпионат мира или Олимпиаду. Итоги юниорских первенств были бы поводом для промежуточных оценок, однако медали на ЮЧМ - лишь побочная задача проекта, но никак не основная.

Впрочем, сейчас это все уже не имеет значения. Магистральный проект российского хоккея прекратил свое существование, прожив всего лишь один сезон. Организационные (излишняя независимость сборной от ФХР) и финансовые (бюджет U-18 прилично превышал показатели клубов МХЛ) проблемы, наверное, могли быть разрешены. Но в апреле проекту был нанесен мощнейший имиджевый удар, когда после известного “мельдониевого дела” команда Виталия Прохорова пропустила главный турнир года - юниорский чемпионат мира.

Аналогичного скандала в отечественном спорте и не вспомнишь, и ситуация требовала поиска виноватых и применения дисциплинарных мер. Только вот в результате наказанным оказался сам российский хоккей и никто иной. Отменой проекта мы расписываемся в том, что его запуск был ошибкой и весь последний год прошел зря, работа Прохорова и его штаба (и приличные деньги) потрачены впустую, а тридцать с лишним юниоров лишь потеряли время, тренируясь на базе в Новогорске.

Но все это неправда - фатальная мельдониевая оплошность (врачей, тренеров или кого-то еще) не могла перечеркнуть года тяжелейшей работы, как бы ни обидно было затем пропустить ЮЧМ. Зато извечные черты российского спорта - отсутствие четкого плана развития и любовь к постоянным сменам курса - вновь вышли на передовую. Захотели - запустили проект. Что-то не понравилось - отменили.

И это проявляется во всем, от самых ключевых решений до мелочей. Так, до минувшего сезона в Молодежной лиге было по 52 - 56 матчей в регулярном чемпионате, прошлым летом число снизили до 44 - мол, юным хоккеистам надо больше тренироваться. А сейчас количество встреч будет вновь увеличено до 56 - 62 (по словам главы МХЛ Алексея Морозова). Эти примеры локальны, но весьма показательны - какой-то устоявшийся регламент в наших реалиях не способен прожить хотя бы больше года.

Как остановить отъезд юниоров за океан, если они не видят у себя дома никакой стабильности? Случай с отстранением U-18 и так отпугнул многих от продолжения карьеры на родине, а вчерашняя новость добавила еще парочку аргументов в копилку агентам, которые стремятся перевезти своих молодых подопечных в Канаду уже в 16 - 17 лет.

А Виталию Прохорову, в свою очередь, хочется пожелать удачи, каким путем бы ни пошла его дальнейшая тренерская карьера. Без его идей и фанатичной преданности работе проект U-18 дальше теории бы не продвинулся. Попробовать как-то изменить ситуацию в российском спорте, сдвинуть законсервированную и устаревшую систему с мертвой точки, причем не на словах, а на деле, - тут за одну попытку уже стоит похвалить. Увы, из-за досадного недоразумения ничего не вышло и на этот раз. Очередная благая идея не нашла своего воплощения и разбилась о скалы российской действительности, превратившись в разрушенную мечту - и, к сожалению, кажется, что это произошло далеко не в последний раз.