Газета Спорт-Экспресс № 37 (6981) от 24 февраля 2016 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

24 февраля 2016

24 февраля 2016 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

КОММЕНТАРИЙ Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ

Когда уже состоявшиеся спортсмены решаются на то, чтобы поменять тренера, это всегда становится болезненным событием для всех действующих лиц. Но одновременно с этим и поводом задуматься: что именно перестало устраивать подопечных? Чем, грубо говоря, работа в Америке представляется им привлекательнее работы дома? Уж наверняка не тем, что подготовку придется оплачивать самостоятельно и отвечать результатом за каждый вложенный в тебя доллар?

И вот тут совершенно невозможно не прийти к выводу, достаточно грустному для страны с некогда славными танцевальными традициями: несмотря на огромные вкладываемые в спорт средства, мы так и не сумели выстроить систему, способную давать результат высшего порядка. Есть лишь считаное количество очень хороших специалистов, производящих добротный, но не слишком конкурентоспособный продукт. Если под “продуктом” понимать золотые медали мировых первенств и Олимпийских игр, разумеется.

Дело тут вовсе не в недостатке квалификации: не случайно ведь перед Играми в Сочи именно к Кустаровой и Алексеевой отправляли Ильиных и Кацалапова - для того, чтобы вычистить их олимпийские программы с технической точки зрения до максимально возможного блеска. Просто каждый российский тренер зачастую сталкивается с банальной невозможностью объять необъятное.

Когда работа строится по такой схеме, ее побочным эффектом становится невозможность держать в группе хотя бы две одинаково сильные пары. Если вдуматься, Ильиных и Жиганшину, осознавших, что они перестают прогрессировать, было совершенно некуда уходить, оставаясь в России. Их просто не взял бы ни один наставник, имеющий спортсменов, претендующих на место в сборной.

Фраза Шпильбанда о том, что “система непривычна для российских пар, но она работает”, должна бы заставить задуматься многих. Прежде всего тех, кто руководит фигурным катанием в России. То, что система, когда-то выстроенная в американских танцах Шпильбандом и Мариной Зуевой (и давно принятая за основу всеми без исключения танцевальными тренерами в США), исправно поставляет результат, подтверждается множеством примеров. Например, тем, что из года в год в танцах может меняться расстановка сильнейших дуэтов, но все они неизменно оказываются выше российских танцоров. И таких дуэтов становится все больше - благодаря высокой конкуренции в группах в том числе. Не по этой ли причине, кстати, олимпийские чемпионы Вирту/Мойр, решив вернуться в спорт, обратились к Патрису Лозону? Специалисту, в школе которого тренируются сильнейшие на сегодняшний день танцоры мира - Габриэла Пападакис и Гийом Сизерон.

Что будет с Ильиных и Жиганшиным дальше, предположить несложно: даже если работа со Шпильбандом ограничится всего тремя месяцами, как это предполагается сейчас, это, безусловно, тот самый шанс, который следует использовать на всю катушку. Другой вопрос, что если прогресс окажется очевиден, не факт, что спортсмены захотят вернуться в прежнюю реальность.

Не станет ли помехой для россиян тот факт, что Шпильбанд - прежде всего американский тренер и не может не считаться с интересами страны, в которой работает? Сейчас этого точно не стоит опасаться, хотя понятно, что по мере приближения Олимпийских игр национальные приоритеты начнут выходить на первый план. И могут коснуться в этом случае не только Шпильбанда, но и Зуевой, под руководством которой сейчас работают Виктория Синицина и Никита Кацалапов. Но выбирать нам, похоже, не приходится.