Газета Спорт-Экспресс № 26 (6970) от 9 февраля 2016 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ШАХМАТЫ
Владимир Крамник впервые с 1993 года не будет сражаться за шахматную корону. В эксклюзивном интервью “СЭ” он рассказал, почему так произошло, поделился мнением о санкциях США против Кирсана Илюмжинова, вспомнил “туалетный скандал” в матче с Веселином Топаловым и оценил настоящее и будущее шахмат.
Владимир КРАМНИК: “НЕ ФАКТ, ЧТО КАРЛСЕН БУДЕТ ВЛАСТВОВАТЬ ЕЩЕ МНОГО ЛЕТ”
СПОКОЙНО ОТНОШУСЬ К ТОМУ, ЧТО Я НЕ ПРЕТЕНДЕНТ
- Впервые за долгие годы вы не примете участия в борьбе за мировое первенство. Как вы себя чувствуете в новой роли “наблюдателя”?
- Я спокойно к этому отношусь. Это стечение обстоятельств, что я не попал в турнир претендентов. Принимался в расчет такой период времени, когда я не проходил по рейтингу. Никаких претензий у меня нет, этот период был определен заранее, но если сдвинуть его на два месяца вперед или назад, то я бы попал. Возможно, надо определять претендентов по более свежему рейтингу, чтобы это отражало силу шахматиста на данный период времени, а не год назад…
Но ничего страшного - есть и другие интересные задачи. Буду стараться улучшать свою игру. Хотя, конечно, хотелось бы побороться за первенство мира, учитывая, что я уже возрастной шахматист и времени для этого у меня осталось не так много. Немножко обидно пропускать этот цикл, но что делать? С годами я привык уже принимать вещи такими, какие они есть.
А рейтинги скачут у всех, даже у Карлсена, хотя он стабильнее остальных. Но и у него недавно был приличный спад. Высокая конкуренция, очень жесткий ритм турниров. Ананд, например, тоже стал нестабильным: полгода назад был вторым в мире, а сейчас из десятки вылетел. Но, возможно, вскоре опять вернется, потому что класс у него высочайший.
- Какие еще у вас цели, помимо борьбы за первенство мира?
- Да много! Олимпиаду хотелось бы выиграть в составе сборной России в этом году. Просто хорошо играть, получать удовольствие от игры, создавать хорошие партии. Важнее всего сохранять интерес к игре и мотивацию. Если обе эти составляющие уйдут, то пора заканчивать с практической игрой. Но пока, к счастью, с этим все нормально.
- Кто фаворит турнира претендентов?
- Фаворита нет: все очень близки по уровню. Все будет зависеть от того, в какой форме тот или иной шахматист подойдет к турниру. Плюс - немножко удачи. Практически любой участник может выиграть - это не уход от ответа, а нынешние реалии.
- На опен-турнире в Гибралтаре Ананд потерпел два болезненных поражения. Это повлияет на его уверенность в собственных силах?
- Конечно, но у него достаточно времени для того, чтобы собраться. Он очень уверенно выиграл прошлый турнир претендентов, и не исключено, может победить и сейчас.
- В Вейк-ан-Зее Каруана, Гири и Карякин “темнили”, боролись не изо всех сил?
- Понятно, что они находились не на пике формы. Наверное, каждый из них считал этот турнир “разогревочным”, тренировочным, хотя и хотели показать хорошую игру. Каруана выступил получше других, но в основном за счет боевого духа. Думаю, все они еще прибавят, а кто-то - и очень серьезно прибавит к турниру претендентов.
Владимир БАРСКИЙ, Кирилл ЗАНГАЛИС
Окончание - стр. 8