Газета Спорт-Экспресс № 15 (6959) от 27 января 2016 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1
ФУТБОЛ
“Я БЫЛ ЗАСРАНЦЕМ И СВИНЬЕЙ”. ЧЕМ Ули ХЕНЕСС ЗАНИМАЛСЯ В ТЮРЬМЕ
Весной 2014 года суд Мюнхена приговорил действующего на тот момент президента “Баварии” Ули Хенесса к трем годам и шести месяцам тюремного заключения за неуплату налогов на сумму в 27 миллионов евро и отмывание денег. В ноябре 2015-го он подал прошение об условно-досрочном освобождении. Суд удовлетворил просьбу, и уже 29 февраля Хенесс выйдет на свободу.
Условия, в которых отбывал наказание функционер, далеко не курортные: его отправили в тюрьму баварского города Ландсберг-на-Лехе, где в 1924 году Адольф Гитлер отбывал девятимесячное наказание за неудачную попытку переворота.
В первые месяцы (до апелляции в ноябре 2014-го) заключения Хенессу запрещали пользоваться мобильным телефоном и интернетом, а футбол показывали издевательским образом - в записи (будем надеяться, охранники тюрьмы не сообщали ему счет заранее). Супруга могла навещать его только раз в десять дней. Единственной отдушиной для Хенесса было радио - его разрешали слушать без ограничений.
ОТБИВАЛСЯ ОТ ОБВИНЕНИЙ
Еще до того, как Хенесс оказался в заключении, немецкие журналисты из газеты WeltamSonntag изучили данные швейцарского банка Vontobel. Выяснилось, что на счетах менеджера вполне могли находиться миллиарды евро, хотя в деле, из-за которого он попал в тюрьму, фигурировали другие суммы - 165 миллионов евро на счетах, 18 миллионов неуплаченных налогов. Позже обнаружилось, что тот не доплатил еще девять миллионов евро налогов, но в хранении миллиардов (или миллиарда) евро Хенесс так и не признался. Скорее всего, информация о гигантских счетах в банке - неправда, потому что к тому моменту, как о них стало известно, функционер был готов заплатить за свободу любые деньги.
Любопытно, что в марте 2013 года (то есть за год до обвинительного приговора) Хенесса уже арестовывали, но отпустили под залог в пять миллионов евро.
РАБОТАЛ КЛАДОВЩИКОМ
К Хенессу можно относиться как угодно, однако нельзя не признать: он настоящий трудоголик, для которого неприемлемо тратить время попусту. В тюрьме он сразу же вышел на местную биржу труда и попросил для себя работу. Как влиятельной и авторитетной персоне, ему предложили престижную должность тюремного кладовщика. Оклад там тоже был выдающийся - 1,12 евро в час, а с премиальными - целых 1,87 евро в час. Рабочий день заключенного длился шесть с половиной часов: в теории, каждый день Хеннес зарабатывал на плотный обед в “Макдоналдсе”.
Впрочем, у его желания работать был и более приземленный мотив: по немецкому законодательству отработанное время помогает при пересчете срока тюремного заключения. Можно сделать вывод, что Хенесс двигал коробки на складе не только потому, что не мог сидеть без дела, но и ради досрочного освобождения. Что ж, он добился своего: его выход из тюрьмы состоится на два года раньше положенного срока.
ТРЕНИРОВАЛ МОЛОДЕЖЬ
К осени 2014-го Хенессу наскучило жить в тюрьме. Он попросил у суда разрешение на работу с баварскими юниорами. Был подписан отдельный договор между ним и клубом, но из тюрьмы функционера так и не выпустили: по условиям соглашения днем Хенесс мог находиться в офисе, но должен был всегда ночевать в камере.
ЛЕЧИЛСЯ
Попав в тюрьму, Хенесс так разволновался, что его сердце дало сбой: местные врачи не помогли, поэтому понадобилась экстренная госпитализация. Интересно, что перевод функционера в клинику Штарнберга осуществлялся в режиме строжайшей секретности. Экс-президента “Баварии” везли в больницу так, словно он - опаснейший преступник.
КАЯЛСЯ
“Я действительно уклонялся от уплаты налогов. Понимаю, что явка с повинной в этом ничего не меняет. Я надеялся, что, оформив ее, смогу избежать уголовного преследования”, - сказал Хенесс в зале суда, когда ему зачитали приговор.
В мае 2014-го, прямо перед уходом из “Баварии”, он дал более подробный комментарий: “Я был засранцем и свиньей. Я скрыл 30 - 35 миллионов от государства? Да, но постараюсь выплатить все, что смогу. Не собираюсь выходить на пенсию. На-деюсь, мы еще встретимся в добром здравии”. За день до этой реплики Хенесса исключили из “Зала славы” немецкого спорта.
ВСТРЕЧАЛСЯ С ГВАРДЬОЛОЙ И РИБЕРИ
Кроме жены и других родственников Хеннес общался с коллегами по “Баварии” и по бизнесу. В тюрьме его навещали Хосеп Гвардьола, Франк Рибери, Карл-Хайнц Румменигге, Юпп Хайнкес, директор компании Adidas Герберт Хайнер и другие люди из мира спорта.
АНАЛИЗИРОВАЛ ИГРУ НАПАДЕНИЯ “БАВАРИИ”
Хенесс, сам в прошлом прекрасный форвард, предвосхитил прогресс Левандовски еще год назад, когда поляка отчаянно критиковали фанаты “Баварии”. “Думаю, Левандовски лучше Манджукича вписывается в футбол Гвардьолы. Полагаю, прорыв Роберта неизбежен. Он очень и очень важен для клуба”, - заметил Хенесс, внимательно смотревший игры родного клуба. Он оказался прав: в сентябре 2015-го Левандовски забил “Вольфсбургу” пять мячей за девять минут, а сейчас идет на втором месте в списке бомбардиров бундеслиги (17 голов).
КОРМИЛ БЕЖЕНЦЕВ
В начале 2015-го Хенессу официально разрешили покидать тюрьму в дневное время, и вот уже год он активно пользуется этим правом. Иногда он не только наслаждается относительной свободой, но и совершает добрые дела. Например, функционер накормил обедом 29 подростков-беженцев из Сирии и Афганистана. Хенесс угостил ребят жареной курицей и картошкой, а на память им достались подарки из клубного магазина “Баварии”: мячи, шарфы, спортивные костюмы и сумки.
Павел ГОРОДНИЦКИЙ
ЦИТАТЫ
“Если Хенесс захочет вернуться на пост президента, то я уйду”.
Карл ХОПФНЕР, президент “Баварии”
“Буду работать в “Баварии”, пока Хенесс не вернется. Все, что сейчас есть у “Баварии”, было бы невозможно без Ули”.
Хосеп ГВАРДЬОЛА, главный тренер “Баварии”