Газета Спорт-Экспресс № 8 (6952) от 19 января 2016 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 2

20 января 2016

20 января 2016 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Участница трех Олимпиад Валентина ФЕДЮШИНА - о развитии допингового скандала с участием России и ИААФ.

“САНКЦИИ С РОССИИ СНИМУТ В ИЮЛЕ”

Бывшая толкательница ядра Валентина Федюшина в качестве спортсменки участвовала в трех Играх. Сейчас она агент - не самая заметная фигура в современной легкой атлетике. Но именно агенты, как правило, в первую очередь оказываются в курсе всевозможных слухов и скандалов. Поэтому после публикации второй части доклада независимой комиссии ВАДА о коррупции в Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) мы решили обратиться за комментарием к Валентине Федюшиной - человеку, который имеет уникальный опыт взаимодействия как с ИААФ, так и со спортсменами по всему миру.

АГЕНТЫ ПОЛУЧИЛИ ЗАПРЕТ НА ПРОФЕССИЮ

- Какие впечатления оставила у вас вторая часть доклада независимой комиссии ВАДА?

- Наш легкоатлетический мир взорван. Сам факт перемен - к лучшему, прежняя ситуация напоминала болото. Мы ждали новых перспектив, знали, что срок правления прежнего президента скоро закончится и придет кто-то более мотивированный и современный. Но никто не мог подумать, что произойдет подобная катастрофа. Полная утрата имиджа мировой легкой атлетики, разбитые надежды болельщиков и самих спортсменов, сотни пострадавших... Мне очень жаль российскую команду, я сама работаю с несколькими атлетами, которые теперь не могут выступать. Жаль российских агентов, которые потеряли право работать не только со своими соотечественниками, но и с иностранными спортсменами, чьи интересы они представляли. Их просто лишили заработка, люди без всякой вины фактически получили запрет на профессию.

- Что конкретно вы имеете в виду, когда называете прежнее положение дел в ИААФ болотом?

- На протяжении последних 15 лет легкая атлетика находилась в состоянии застоя. У нас не было денег, родители не вели своих детей в наш вид спорта, так как это неперспективно. Огромные деньги в легкой атлетике получают только лидеры, один человек на 500. А остальные 499 - любители. Нам хотелось бы стать в плане заработков на уровень тенниса или “Формулы-1”.

- Те нарушения и факты коррупции, о которых идет речь в докладе ВАДА, достаточно стары. Неужели в кулуарах легкоатлетического мира не ходило разговоров о том, что некоторым спортсменам удается избегать дисквалификаций путем взяток?

- Нет, потому что о таких вещах не принято распространяться. Во всяком случае, лично я ничего такого не слышала и не знала. Такой размах скандала стал для нас, людей изнутри, самым настоящим шоком.

- Вы верите в то, что с России снимут санкции, и мы все-таки поедем на Олимпийские игры?

- Верю и в душе чувствую, что так и будет. Мой прогноз: сейчас вас помучают, доведут до истерики и где-нибудь в июле даруют членство в ИААФ назад. Потому что даже для бразильцев будет крайне нежелательно проводить легкоатлетический турнир без российской команды. Это заметные потери в продаже билетов, зрелищности и статусе соревнований.

- В июле уже будет поздно - никто не успеет выполнить олимпийский норматив.

- Его же можно выполнить и на российских стартах. Тут другая опасность - чтобы спортсмены не потеряли мотивации тренироваться и не утратили форму, пока действуют санкции.

ВСЕХ, КОГО МОГЛИ, УЖЕ УНИЧТОЖИЛИ

- Вы считаете, что, будучи первым вице-президентом ИААФ, Коэ мог не знать о том, что много лет происходило за его спиной?

- Я отвечу вопросом на вопрос: а как мы, менеджеры, могли не знать, что происходит? А вы, журналисты, почему не знали? Никто не поднимает неприятных тем, пока все идет гладко. А когда уже рвануло, задним умом все сильны. Судя по докладу ВАДА, всех, кого могли, уже уничтожили. Давайте постараемся беречь тех, кто остался.

- Как бывшая спортсменка, вы поддерживаете идею об отмене всех действующих мировых рекордов?

- Честно говоря, некоторые из рекордов настолько высоки - например, результат Мариты Кох на 400 м 47,60, что улучшить их просто нереально. С другой стороны, рекорд из 1990-х 23,12 м в мужском толкании ядра скоро побьют. В мире столь высокая конкуренция толкателей, что это неизбежно. И почему должны потерять свои достижения такие великие люди, как Лена Исинбаева, Сергей Бубка?.. Они жизни положили за эти рекорды. Но если уж решение об отмене все-таки будет принято, я предлагаю сделать это не сейчас, а через два года.

- Почему?

- Сегодня началась жесточайшая борьба с допингом, которая выкосит еще целую армию людей. Пройдет время, пока ситуация стабилизируется и уже под новым контролем вырастут новые спортсмены и новые результаты. Вот тогда и станет можно говорить об отмене прежних рекордов, и это будет хотя бы отчасти оправдано.

КЕНИЙЦЫ ЖДУТ РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА

- Вы работали как менеджер легкоатлетов в целом ряде стран...

- Я аккредитована как агент в 12 национальных федерациях.

- Вы сталкивались с моментами коррупции и других злоупотреблений вроде тех, о которых говорится в докладе ВАДА?

- Слухов много, с них и начался скандал. Но нужны ведь доказательства, иначе получится недоразумение вроде фильма канала ARD, с которого все и пошло. Чтобы принимать решения относительно жизни и карьеры такого большого числа людей, нужно быть на сто процентов уверенным. Честно, я даже не думала, что доживу до такого ужаса, который начался в нашем виде спорта сейчас.

- В числе прочих стран, вы работаете и в Кении, которая в докладе ВАДА была упомянута только косвенно.

- Думаю, это только потому, что расследование еще не закончено. Вероятно, ВАДА приберегает какие-то факты. Надеюсь, масштаб будет не таким, как в случае с двумя частями доклада Паунда, но, скорее всего, мы еще услышим о новых дисквалификациях.

- Какова теперь будет судьба двух ваших кенийских спортсменов - Амоса Кибитока и Эванса Киплагата, которые собирались принять гражданство и выступать за Россию?

- Ребята очень упорно тренировались и достигли высокого уровня. У меня не вызывает сомнений, что их место сейчас на Олимпиаде и чемпионате Европы, если они начнут все-таки выступать за Россию. Но пока мы ждем разрешения ситуации с гражданством.

- Какой смысл им сейчас принимать российское гражданство и оказываться под санкциями от ИААФ?

- Они очень переживают по этому поводу. И я переживаю вдвойне: а вдруг санкции с России снимут, а мы опоздаем с гражданством и все равно никуда не поедем? Вот это будет для меня самым ужасным.

- Вы также работаете с метательницей копья крымчанкой Верой Ребрик. Ее судьба удивительна вдвойне: сначала она пропустила два года из-за санкций после перехода в российскую сборную, выступила на чемпионате мира в Пекине и теперь вот снова оказалась не у дел.

- Верочка - сильный и волевой человек. Но такое ощущение, у нее что-то не то с кармой. Столько выдержать после перехода из Украины в Россию, больше двух лет выживать самостоятельно без какой-то поддержки, добиться перехода, чтобы тут снова попасть под санкции... Это чудовищное совпадение. Тем не менее Вера ни о чем не жалеет. Ее очень хорошо поддерживают в регионе. Мы верим, что все еще будет хорошо.

Наталья МАРЬЯНЧИК