Газета Спорт-Экспресс № 261 (6912) от 20 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 4

20 ноября 2015

20 ноября 2015 | Хроника

ДОПИНГ

В ночь со среды на четверг cовет учредителей Всемирного антидопингового агентства (ВАДА) принял решение о несоответствии Российского антидопингового агентства РУСАДА Кодексу ВАДА.

ОТВЕРЖЕННЫЕ

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ БУДЕТ РАЗРЕШЕН

Если плохих новостей слишком много, они постепенно начинают восприниматься как норма. Вот и решение о несоответствии РУСАДА кодексу неожиданностью не стало: собственно, совет учредителей только утвердил предварительное постановление, которое было обнародовано еще 13 ноября. За компанию с Россией не соответствующими кодексу были признаны антидопинговые агентства еще пяти стран - Украины, Аргентины, Израиля, Андорры и Боливии.

Кроме того, совет утвердил временное приостановление деятельности Московской антидопинговой лаборатории, бывший директор которой Григорий Родченков уже был отправлен в отставку. Интересно, что, по информации “СЭ”, всего несколько месяцев назад ВАДА в стандартном режиме продлило аккредитацию этой лаборатории, не указав в своем отчете никаких претензий. Но мы не можем себе позволить сейчас кидаться упреками в обвинителей, иначе будем смотреть по телевизору не только Рио, но и многие другие турниры.

Итак, РУСАДА признано не соответствующей кодексу организацией. И что с того? На самом деле, это меньшая из бед, которые лавиной накрыли на прошлой неделе российский спорт. Нетрудно догадаться, что ВАДА не собирается вывести с орбиты десятки тысяч профессиональных атлетов из России, Аргентины, Украины и других “несоответствующих” стран. Независимо от того, будет или нет функционировать РУСАДА, российские спортсмены смогут выступать на любых соревнованиях, куда их допустят международные федерации и Международный олимпийский комитет. Более того, даже полностью закрыть РУСАДА - не в компетенции ВАДА. Чего тут вообще переживать?

Переживают сейчас в первую очередь руководители РУСАДА во главе с Никитой Камаевым. Если претензии ВАДА окажутся очень серьезными, организацию придется полностью реформировать. Более того, даже если Камаеву удастся сохранить кресло, он наверняка потеряет свою уникальную независимость. Несмотря на обвинения независимой комиссии ВАДА во “вмешательстве государства в работу РУСАДА и лаборатории”, в реальности руководители РУСАДА имели все рычаги, чтобы действовать без оглядки на кого-либо. Министерство спорта финансировало работу РУСАДА, но вмешиваться в нее не имело права согласно кодексу. Возникает парадокс: государство дает деньги, но никак не может контролировать их использование. Потеплению отношений такое положение дел явно не способствует, и даже недавняя “война пресс-релизов” - тому яркое подтверждение.

- Если есть какие-то вопросы, предложения у ВАДА, ИААФ, МОК в нашу сторону или предложения по дорожной карте, мы готовы переаттестовать лабораторию, или реформировать, или создать новую антидопинговую организацию, - заявил министр спорта ВиталийМутко по горячим следам.

- Мы просим прессу и официальных представителей Министерства спорта не делать преждевременных заявлений, - сухо ответили ему на официальном сайте РУСАДА.

Сложно представить, кто еще в нынешних условиях мог бы позволить себе столь жесткую публичную полемику с министром, чье ведомство к тому же тебя и финансирует.

Решение совета учредителей может наконец разрешить этот конфликт интересов. Теперь реформирование РУСАДА будет полностью под контролем ВАДА, и любые свои шаги наше национальное агентство обязано согласовывать. В любом случае долго прежняя система существовать не могла, и то, что она теперь разрушена, уже несомненный плюс.

ПРОВЕРЯТЬ СТАНУТ МЕНЬШЕ, ЛОВИТЬ БОЛЬШЕ?

Как ни странно, приостановление деятельности РУСАДА и московской лаборатории для потенциальных нарушителей антидопинговых правил - несомненная поблажка. Согласно официальному отчету, в 2014 году РУСАДА взяло у российских представителей национальных и региональных команд 14 887 (!) проб. Теперь брать их некому - допинг-офицеры РУСАДА временно потеряли это право. Да и хранить и анализировать пробы теперь негде. Сложно представить транспортировку в заграничные лаборатории десятков тысяч пробирок (ведь каждый анализ - это две пробирки, проба “А” и проба “Б”). Этот пробопровод обойдется федеральному бюджету в такую сумму, что легче построить новую лабораторию.

Значит, проверять российских олимпийцев станут меньше. И спортсмены калибра молодежной или резервной сборной останутся на полях или вовсе за пределами внимания международных служб. Причем коснется это абсолютно всех видов спорта, а не только легкой атлетики. Правда, ВАДА наверняка будет делать упор на так называемое умное тестирование (intelligenttesting), то есть сконцентрируется на наиболее рискованных в плане употребления запрещенных средств и методов видах спорта. Гимнастки-художницы или синхронисты обоих полов могут спать спокойно.

Самая главная угроза для РУСАДА на данный момент отнюдь не утрата статуса аккредитованного ВАДА агентства. Он рано или поздно вернется, а вот потерять за время вынужденного простоя квалифицированных сотрудников вполне реально. Неудивительно, что Виталий Мутко уже поспешил заявить: Министерство спорта продолжит финансировать как РУСАДА, так и московскую лабораторию.

Наталья МАРЬЯНЧИК