Газета Спорт-Экспресс № 250 (6901) от 7 ноября 2015 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

7 ноября 2015

7 ноября 2015 | Хроника

Статс-секретарь - заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации уверен: отечественные производители готовы составить конкуренцию зарубежным компаниям в сфере спортивной одежды и специальной экипировки.

Виктор ЕВТУХОВ: “РОССИЙСКАЯ ЛЕГКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ СПОСОБНА ОБЕСПЕЧИТЬ ВЕСЬ СЕГМЕНТ СПОРТИВНЫХ ТОВАРОВ”

- Санкции, падение национальной валюты, как следствие желание поддержать национального производителя, сложная экономическая ситуация - все это каким-то образом повлияло на сферу спортивных товаров?

- Разумеется. На мой взгляд, производители почувствовали изменения. Многие компании сейчас начинают задумываться о переносе своих мощностей в Россию, и для этого есть ряд причин. Рабочая сила в Китае уже не такая дешевая, зарплата в 300 долларов их теперь не устраивает.

Кроме того, дешевизна китайского производства - отчасти миф. Многие компании идут на занижение инвойсов при ввозе товаров, чтобы сократить НДС и таможенные пошлины. Далее “фирмы-прокладки” “обеляют” товар и перепродают реальному импортеру по завышенной цене, тем самым сокращая еще и его налог на прибыль. Через какое-то время “фирма-прокладка” исчезает и заменяется другой. Благодаря усилиям налоговых органов эту схему сейчас “сворачивают”. Очень надеюсь, что скоро ввозить товары по серым схемам станет невыгодно. Тем более сейчас мы создаем хорошие условия для локализации производств на территории России.

В общем, страна начинает работать. Конечно, создать модель и отправить ее в Китай на порядок легче, чем, например, искать здесь утеплители, ткани, решать технические проблемы. Оказалось, что мы многих вещей не знаем. Тем не менее уже сейчас появляются точки роста. Например, начали закупать сверхсовременное оборудование. На многих предприятиях даже в условиях кризиса новые сетевые посты.

- Что это такое?

- Инновационное оборудование. Когда компьютер, например, может рассчитать раскройку ткани, потом разрезать ее лазером. Далее выкройка идет на технологичные швейные машины, потом - на проклейку швов. И вся эта технологичная линия закупается у одних из самых лучших производителей снаряжения - у корейцев. На таком оборудовании вы можете производить все что угодно: производительность очень высокая, плюс это действительно огромная экономия материала.

- В России вводятся нормы ГТО, возрастает интерес к массовому спорту. Означает ли это, что перед российскими производителями спортивной одежды - уникальный шанс?

- Даже такой привычный спорт, как, например, легкая атлетика, становится высокотехнологичным. Сейчас никто не бегает в брезентовых куртках. Все хотят легкие куртки, которые будут вас защишать от воды и ветра. У нас страна относительно холодная, поэтому актуально стоит вопрос термобелья. Оно не должно быть хлопковым. Такого быть не может, это нонсенс. Хлопковое волокно очень быстро впитывает влагу и плохо ее испаряет. Соответственно, нужна синтетика. C нашими запасами углеводородов и возможностью развивать химическую промышленность горизонт открыт. То есть мы можем за очень короткое время нарастить производство синтетики и сложной фурнитуры. У нас есть уже конкретные примеры, когда крупные иностранные компании выразили желание локализовать свое производство на территории России. В целом производство фурнитуры - это очень сложный технологический процесс, требующий высокого уровня компетенции.

Следующий вопрос - логистика. И у нас здесь видное преимущество. Если крупные торговые сети откроют свое производство и наладят отшив некоторых моделей в России, то, имея удобное транспортное плечо, они могут уже через несколько дней поставить продукцию в Москву, Екатеринбург и даже Европу. Доставка из Азии занимает минимум месяц. Но первое, с чего надо начинать, - работать с нашими крупными розничными сетями: “Спортмастер”, “Триал”, “Декатлон”, чтобы российский товар появился на полках этих торговых сетей. Это сразу даст очень мощный толчок развития.

- В каких видах спорта любители и спортсмены могут перейти на российские товары?

- Российская легкая промышленность способна обеспечить весь сегмент спортивных товаров. Во-первых, это практически вся легкая атлетика и большинство циклических видов спорта. Еще футбол, волейбол, все игровые направления. Самое передовое производство находится в сегменте экстремальных видов спорта. Это одежда для горнолыжников, альпинистов, экстремальных туристов. Вот здесь Россия выступает очень неплохо. Однако отрасль высокотехнологичных товаров (горные лыжи, горнолыжные ботинки, сноуборды) только начинает развиваться. Тем не менее инновационные площадки в стране уже есть. Есть “Форвард”, который производит одежду общего спортивного плана. Мы умеем делать хорошего мирового уровня спортивную продукцию, особенно в сегменте инновационной легкой промышленности. Например, если вы приедете на завод “Пять звёзд” в Рязани, вам покажут вещи, которые не стыдно продемонстрировать на мировых выставках, и они произведены в России. Но необходимо еще раз повторить, чтобы наши специализированные торговые сети поверили в нашего производителя, как это уже сделал наш потребитель, готовый покупать продукцию с биркой “made in Russia”.

- Есть мнение, что российское снаряжение для альпинизма и экстремальных видов спорта занимает чуть ли не первые строчки в мире. Это действительно так?

- В мире таких производств очень мало, и они показывают “космические” технологии. Я могу перечислить порядка десяти таких компаний, которые стараются работать в сегменте высоких технологий в одежде. Они на рынке уже 20 лет и за это время научились производить товары высокого класса международного уровня. Это “Сивера”, “Баск”, Red Fox, “Сплав”. Дело в том, что производители с самого начала специализировались на снаряжении для альпинизма, низкотемпературном снаряжении. Если на высоте 8 тысяч метров возникнет проблема со снаряжением, это смерть. То есть там выбора нет. Если неправильно подобрано снаряжение, вы просто замерзаете. Соответственно, самые технологичные ткани, модели, разработки и другое - это все отсюда. Самые передовые технологии, что есть в мире с точки зрения легкой промышленности, начинаются здесь. К сожалению, рынок потребления этого снаряжения не глобальный. Альпинистов, туристов и экстремалов не так много, но технологии, которые они используют, далее реализуются в более простых моделях. Те, что используют охотники, рыбаки, туристы общего плана, горнолыжники. Иными словами, они попадают в массовый сегмент. Причем я хочу обратить внимание на очень важную вещь: эти технологии, вся одежда, которая шьется для альпинистов в мире, - это база для создания снаряжения для военных. Потому что все самые крутые технологии в одежде появляются изначально не у военных, а у альпинистов.

- То есть вы хотите сказать, что не спортсмены копируют с военных, а наоборот?

- Совершенно верно. Самые передовые вещи для спецподразделений производят фирмы, которые работают с альпинистами. Это “Артерикс”, “Уфа”. В эти разработки за 20 лет вложены миллионы долларов. Представьте, разрабатывались самые высококачественные мембраны, фурнитуры, ткани, то есть за 20 лет появилась целая индустрия, которая была направлена на экстремальные виды спорта. Покупатель, приходя в магазин, голосовал своими деньгами за лучшую мембрану, за лучший утеплитель. И поэтому военные берут избранные разработки для своего снаряжения. Во всем мире так.

- А на экспорт наши компании что-нибудь делают?

- Понемногу эти фирмы выходят за рубеж. Например, Red Fox открыл 3 магазина за рубежом. “Баск” выпускает совершенно уникальные пуховики, потому что мы одни из лучших производителей гагачьего пуха в мире. Но у нас проблема не в том, что мы не можем выйти за рубеж, а в том, что нас фактически вытеснили зарубежные компании с собственного рынка. Например, приходит “Адидас” и открывает 300 магазинов или, например, наша сеть “Спортмастер”. Там 90, а то и 99 процентов товаров это Китай. Потому что коммерчески выгодно работать с крупными корпорациями. Тем не менее в связи с ростом стоимости импорта российская продукция становится все больше конкурентоспособной. Сейчас мы исправляем те ошибки, которые набрали за то время “тучных” годов, когда было выгоднее просто купить какие-то вещи за рубежом, чем самим производить.

- А мы можем в принципе конкурировать с мировыми гигантами?

- Да, безусловно. Более того, я сейчас отслеживаю довольно большое количество фирм, которые очень тяжело, шаг за шагом, начинают расширять производство. Особенно это заметно в сегменте рыболовства, охоты. В Екатеринбурге ребята начали производить низкотемпературную одежду, я бы сказал приближенную к высоким мировым стандартам. Мы - северная страна, и для наших погодных условий сложно пошить адекватную одежду, например, в Китае. Мы можем занять определенную долю рынка в производстве одежды для низких температур. Куртки и штаны на температуру от “минус 20” и ниже. Надо признать, что у нас производятся утеплители международного класса. Это “Холлофайбер” и “Шелтер” и еще несколько компаний.

- Что скажете про обувь?

- С обувью у нас пока тяжело. Есть несколько компаний, которые производят, то есть льют резиновую обувь. Есть один достаточно серьезный производитель - “Фарадей”. Они, безусловно, молодцы, много сделали. Но технологическая база только начинает развиваться. Так, зарубежные компании доводили свои технологии до совершенства десятилетиями, нюансы технологических процессов собирались поколениями. Например, фирма La Sportiva - это несколько поколений итальянских мастеров, которые делают обувь для высотного альпинизма. И, конечно, за 10 лет вот так просто создать такие ботинки сложно. Но все же шаг за шагом что-то начинает получаться.

- С какими трудностями приходится сталкиваться российским компаниям?

- Давайте рассмотрим конкретный пример. Есть такой комбинат в г. Коломна (ОАО “Канат”), который производит веревки для альпинизма, для яхт, практически для всего сегмента спорта. Очень большие молодцы! Но из-за того, что у них нет специализированной сертификации, они не могут продавать свою продукцию за рубеж. Денег на прохождение международной сертификации не всегда хватает.

- Чему нам еще предстоит научиться?

- У нас нет производства мембранных тканей. Увы, то, что мы производим, это вчерашний день. И пока мы только научились ламинировать чужую мембрану на свои ткани. А это ведь почти все куртки, которые рассчитаны на дождь, снег. Они все так или иначе производятся за рубежом из ткани с мембраной.

- Какой ваш любимый вид спорта?

- Это хоккей. Горные лыжи, сноуборд, без этого вообще не представляю свой отпуск.

- За кого болеете?

- Ну, конечно, за СКА уже 40 лет. Очень люблю футбол. Предвосхищаю ваш вопрос. Конечно же, это “Зенит” - команда из моего родного города. Смотреть профессиональный бокс - тоже огромное удовольствие.

- А вы одеваетесь в российскую одежду?

- Стараюсь. Для катания на горных лыжах у нас делают очень неплохое белье, шьют хорошие верхние костюмы. К сожалению, на высокий уровень производства своей амуниции в хоккее мы еще не вышли. Но хоккейные свитера уже производятся очень качественные.

- Ваши товарищи по ночной хоккейной лиге и спортивному клубу “Бриз” носят отечественную форму?

- Ночная хоккейная лига объединяет несколько десятков тысяч человек. Вы знаете, что она была создана по инициативе Президента России Владимира Путина, а возглавил ее Министр обороны Сергей Шойгу, который сам очень неплохо играет в хоккей. Я думаю, очень многие носят и используют отечественную спортивную амуницию. Но еще раз напомню, что ночная лига - это хоккей, где у нас пока все не так хорошо с производством на территории России. Хотя есть отдельные успешные примеры. И нам, конечно, есть к чему стремиться!

Дмитрий СОМОВ