Газета Спорт-Экспресс № 214 (6865) от 25 сентября 2015 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
В четверг стартовал основной сентябрьский турнир серии “Б” - NebelhornTrophy, в котором принимают участие звездные российские фигуристы.
ВОЛОСОЖАР И ТРАНЬКОВ ВЕРНУЛИСЬ В ОБЕРСТДОРФЕ
Турниром в Оберстдорфе на протяжении нескольких лет открывали свой соревновательный сезон олимпийские чемпионы Сочи в парном катании Татьяна Волосожар и Максим Траньков. Его же они выбрали для возвращения на лед - своего первого послеолимпийского выступления.
Начался турнир с танцев, где среди участников были заявлены вице-чемпионы мира американцы Мэдисон Чок/Эван Бейтс. Соперников для этих танцоров в сетке участников не наблюдается даже близко, поэтому основной интерес (причем не только для российских и американских болельщиков) заключается в неком виртуальном сравнении американской пары с теми программами и элементами, что этой осенью намерены показать те, кто завершил прошедший сезон в первой мировой шестерке, плюс - пропустившие год из-за травмы партнера чемпионы Европы-2012 Екатерина Боброва/Дмитрий Соловьев.
По сравнению со своим лучшим результатом (74,47) получили американцы немного - 67,74. Но тут не очень корректно сравнивать: свой рекордный результат Чок/Бейтс показали на чемпионате мира, когда программы были выкатаны до звона. Что касается постановки, она получилась в лучших традициях школы Игоря Шпильбанда: быстрая, технически сложная и на редкость гармонирующая с исполнителями.
* * *
В том, что постановщиком программ является сам тренер, всегда есть определенный плюс: не приходится опасаться достаточно распространенного в фигурном катании явления, когда приглашенный постановщик ставит одно, но по мере вкатывания программа порой сильно трансформируется, причем всегда - в сторону упрощения: отказа от каких-то связок и сложных шагов, мешающих, по мнению тренера, выполнять более сложные элементы. Особенно часто подобное происходит с одиночниками, где во главе программы стоят прыжки и вращения, а потом уже идет все остальное.
Именно это, по некоторым отзывам, произошло в нынешнем сезоне с произвольной программой чемпионки Европы и победительницы командного олимпийского турнира Юлии Липницкой. Ее произвольной постановкой занималась Марина Зуева, была очень довольна результатом, однако на сентябрьских прокатах в Сочи программа оказалась изрядно переделанной.
Насколько эта информация соответствует действительности (другими словами, насколько изменится программа по сравнению с той, что была показана в Сочи), можно будет увидеть уже на первом из этапов “Гран-при”, который начнется 23 октября в американском Милуоки. Предварительно у Липницкой запланирован акклиматизационный сбор, в группе Зуевой она проведет около 20 дней, причем на этот раз (в отличие от постановочного визита) предполагается, что спортсменка поедет в США без своего основного тренера Этери Тутберидзе.
* * *
Постановками для Волосожар и Транькова в этом сезоне традиционно занимался Николай Морозов. Он же поставил программы большинству пар Нины Мозер, включая вице-чемпионов Игр в Сочи Ксению Столбову/Федора Климова, и эта “многостаночность” вызвала немало нареканий: мол, далеко не всем дуэтам программы подошли по стилю.
Если начинать спорить на эту тему, дискуссия может оказаться бесконечной. Одна из наиболее известных и опытных хореографов фигурного катания Лори Никол поставила в этом сезоне 34 программы, ее коллега из Японии Кендзи Миямото сделал 32 постановки и понятно, что при такой производительности далеко не все постановки получаются одинаково шедевральными.
Вопрос здесь в другом. Пропустившие сезон Волосожар/Траньков и Столбова/Климов, скорее всего, окажутся в несколько новой для себя реальности. В которой выросли и набрали силу конкуренты, появились новые пары, то есть изменилась конкуренция. Если брать только техническую сторону катания, то есть базовую стоимость произвольных программ, российские пары, недосягаемые для соперников в олимпийском сезоне, перестали быть таковыми. Лидерами являются чемпионы мира Меган Дюамель/Эрик Рэдфорд (68,80), которые не просто выиграли все соревнования прошлого сезона, но и показали, что это может сделать пара, далекая от классических канонов парного соответствия и красоты. Тем самым канадцы дали колоссальный толчок мотивации очень многим дуэтам мира.
Ближе всех к канадцам подбираются китайцы Венцзинь Сюй/Цун Хан (66,10), и только после них идут Юко Кавагути/Александр Смирнов (64,68), Столбова/Климов (63,00) и Волосожар/Траньков (60,90).
Понятно, что предварительные подсчеты достаточно условны, но эта условность одинакова для всех пар. И получается, что судьба медалей будет зависеть уже не только от того, как откатаются российские чемпионы, но и от того, ошибутся их соперники на том или ином турнире или нет.
* * *
В Оберстдорф Волосожар и Траньков приехали в той же категории, что Чок/Бэйтс в танцах: однозначно сильнейшими. И точно так же наверняка многим ужасно хочется виртуально сравнить олимпийских чемпионов с их потенциальными соперниками.
Другой вопрос, правомерно ли делать это сейчас?
Первый прокат у спортивного и супружеского дуэта откровенно не получился. В подкрутке и тодесе уровни сложности элементов были снижены до второго, выброс Таня сделала на две ноги, причем партнер в это время совершил чисто нервную ошибку, уже с ним случавшуюся: слишком сильно подался вперед, глядя на летящую партнершу, и чуть было не упал сам, коснувшись льда рукой.
С другой стороны, прокат получился гораздо более скоростным и в целом впечатляющим, чем это было на контрольных прокатах в начале осени. То есть пара, несомненно, набирает кондиции, причем довольно быстро.
Но легкой жизни у дуэта, безусловно, не будет. Так уж случается в спорте, что на чемпионов после их олимпийских побед не только болельщики, но и судьи начинают смотреть совершенно иными глазами. Если бы Волосожар и Траньков не пропускали сезон, можно было бы с большой степенью уверенности прогнозировать, что их вторая оценка будет наиболее высокой, как бы они ни катались с точки зрения техники. Сейчас же, боюсь, картина может оказаться иной. Не россияне являются действующими чемпионами мира, не россияне имеют наиболее сложные программы, а в Оберстдорфе Таня и Максим еще и напомнили о том, что могут быть катастрофически нестабильными и непредсказуемыми. Причем ошибаются там, где делать этого категорически нельзя, - в короткой программе.
Поэтому судьи могут как минимум захотеть подождать с авансами, предоставив олимпийским чемпионам право заново заработать право на исключительное к себе отношение.
Как бы то ни было, пробиваться наверх, начиная с малого, - абсолютно верный путь. Нужны лишь терпение и капелька удачи.
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
NebelhornTrophy. Танцы. Короткий танец. 1. Чок/Бэйтс (США) - 67,74. 2. Пол/Ислам (Канада) - 60,52. 3. Агафонова/Укар (Турция) - 55,26. Пары. Короткая программа. 1. ВОЛОСОЖАР/ТРАНЬКОВ - 64,87. 2. Фартман/Бломмерт (Германия) - 61,10. 3. Джеймс/Сипре (Франция) - 58,34.