Газета Спорт-Экспресс № 149 (6800) от 11 июля 2015 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4
БИАТЛОН
Международный союз биатлонистов объявил об ужесточении дисквалификации в отношении трех россиян, попавшихся на допинге. Ирина Старых и Александр Логинов теперь смогут возобновить карьеру в 2016 году, а суммарная дисквалификация Екатерины Юрьевой составляет уже рекордные 12 лет.
РОССИЙСКИЕ ДОПИНГЕРЫ ПОЛУЧИЛИ НОВЫЕ СРОКИ
Антидопинговый комитет Международного союза биатлонистов (IBU) наконец-то обнародовал свое решение по делу, которое тянется с ноября прошлого года и касается антидопинговых нарушений в сборной России, которые были допущены еще в период подготовки к Олимпиаде-2014. Ничего неожиданного в вердикте в отношении Ирины Старых, Александра Логинова и Екатерины Юрьевой нет, однако неторопливость в решении скандальных вопросов не пойдет на пользу ни нашему биатлону, ни спортсменам, ни делу борьбы с допингом. К примеру, Старых, уже огласившая планы по возращению в сборную России в будущем сезоне, теперь должна отложить их как минимум на год.
Напомним, что первопричиной данного дела были допинг-тесты, проведенные во внесоревновательный период в ноябре - декабре 2013 года. Еще накануне Олимпиады-2014 стало известно, что в анализах Старых и Юрьевой обнаружен сильнейший допинг эритропоэтин (ЭПО). Россиянки сначала были отстранены до конца сезона-2013/14. Затем Старых получила стандартную двухлетнюю дисквалификацию, а Юрьева как рецидивистка (в 2008 году она уже попадалась - и тоже на ЭПО) была изгнана из спорта на 8 лет. По идее Екатерине грозила пожизненная дисквалификации, но и невозможность выступать до 39 лет по идее вполне сравнима с “высшей мерой”.
Но этим дело не закончилось. Осенью 2014 года IBU зачем-то решил перепроверить старые допинг-пробы новым методом. В результате в нарушении антидопинговых правил через год после совершения злодеяния был уличен еще и Александр Логинов, который также немедленно был удален из расположения сборной России. Кроме того, дали положительный результат и другие пробы Старых с Юрьевой. При этом из-за новых разоблачений возник целый ряд правовых коллизий - возможно, именно поэтому IBU не спешил с дисциплинарными решениями, а спокойно дождался окончания сезона.
Например, было непонятно, считать ли допинг, вновь обнаруженный у Старых и Юрьевой, отдельным нарушением или следствием однократного приема все того же препарата, за который наши биатлонистки уже были наказаны перед Олимпиадой-2014. Если бы допинговый инцидент был признан автономным, не связанным с прежним, то той же Старых грозило пожизненное отстранение или как минимум восемь лет дисквалификации. Судя по последнему официальному коммюнике IBU, решено, что декабрьская проба 2013 года и положительный тест от 2 января 2014 года (ставший положительным только в ноябре 2014 года), являются одним допинговым случаем. Тем не менее Старых и Юрьева все равно получили дополнительные наказания, хотя и не на “полную катушку” и исключительно из соображений “чтобы было неповадно”.
Наказание Ирины продлено на год - до 23 декабря 2016 года. И это больно бьет по планам спортсменки, которая в декабре нынешнего года собиралась стартовать в “Ижевской винтовке” и попробовать вернуться в сборную России хотя бы на чемпионат Европы. Что касается Юрьевой, то здесь новое наказание вообще напоминает фарс. 32-летней спортсменке, уже объявившей о завершении карьеры, запрещено заниматься спортивной деятельностью до 2025 года. Суммарная дисквалификация Екатерины (без учета первого двухлетнего отстранения) теперь составляет 12 лет, что является одним из самых долгих наказаний в истории спорта (конечно, если не считать пожизненных дисквалификаций). Почему нельзя было применить к Юрьевой пожизненное - большая загадка.
По поводу наказания Александра Логинова изначально все было более или менее понятно - два года без вариантов. Другой вопрос, с какого времени отсчитывать дисквалификацию. Ведь сам спортсмен больше года не ведал, что сдал положительный допинг- тест, и отсутствие у него такой информации - не вина Логинова. В итоге Антидопинговый комитет принял решение дисквалифицировать Александра на два года не с момента нарушения, а со дня реанализа пробы, которая дала положительный результат (то есть с 25 ноября 2014 года). При этом все результаты россиянина аннулированы уже с ноября 2013 года.
Слава богу, Логинов стартовал на Олимпиаде в Сочи всего в одной гонке, не занял там высоких мест и не был включен в состав эстафетной команды. Эстафетная победа нашей сборной на этапе Кубка мира в Анси, добытая с участием Логинова в декабре 2013 года, теперь, видимо, будет отменена. Но это, конечно же, менее болезненно, чем возможное лишение олимпийских наград. Характерно, что Союз биатлонистов России уже согласился со всеми наказаниями, несмотря на их некоторую странность и тенденциозность, и не намерен обжаловать вердикт IBU в апелляционных инстанциях.
- Решение Антидопингового комитета IBU соответствует всем международным правилам. Союз биатлонистов России не собирается его оспаривать, - приводит заявление президента СБР Александра Кравцова официальный сайт организации.
- Каждая проба с разрывом во времени говорит о том, что это - отдельное, независимое нарушение правил, - заявил “СЭ” исполнительный директор Российского антидопингового агентства (РУСАДА) Никита Камаев. - Один и тот же препарат был обнаружен или разные - роли не играет. С точки зрения стандартов и кодекса WADA - это разные нарушения. Если спортсмен уверен, что за употребление одного препарата ему выносят двойное наказание, то он имеет полное права отстаивать правоту. Для этого, конечно, нужны доказательства.
Можно предположить, что теперь и сами спортсмены согласятся с дисквалификациями. Поскольку Юрьева уже завершила карьеру, то для нее нет особой разницы, отбывать 8 или 12 лет (хотя если она собиралась в будущем стать тренером, то “черная метка” от IBU может стать существенным препятствием). Ирина Старых получает дополнительный год для того, чтобы посвятить его своему недавно родившемуся ребенку и лучше подготовиться к возвращению в сборную. Что касается Александра Логинова, то этому молодому спортсмену нет резона затягивать свое дело - чем раньше он отбудет наказание, тем больше у него шансов быстро вернуться на прежний уровень после окончания дисквалификации.
Плохо в этой ситуации только одно - ни IBU, ни СБР так толком и не объяснили публике, каким образом ЭПО попал в организм наших спортсменов всего через четыре года после грандиозного скандала с Юрьевой, Дмитрием Ярошенко и Альбиной Ахатовой. Попал в тот момент, когда любому было ясно: сборная России под прицелом у всех возможных антидопинговых служб. А раз итоги расследования в сборной России не стали достоянием гласности, значит, вероятность новых неприятных историй многократно повышается.
Олег ШАМОНАЕВ, Владимир ИВАНОВ