Газета Спорт-Экспресс № 135 (6786) от 25 июня 2015 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 1
ФУТБОЛ
КАПЕЛЛО ПОЧТИ УВОЛИЛИ ЛИМИТ ПОЧТИ СМЕНИЛИ
Окончание. Начало - стр. 1
Вместо Мутко в Дом футбола прибыл его заместитель Юрий Нагорных. По словам не под диктофон некоторых членов исполкома, он попытался предложить, чтобы прямо на этом исполкоме был утвержден лимит на легионеров в прежнем формате - "7+4".
Но услышан Нагорных не был. Исполком даже не выносил этот вариант на голосование, а единогласно выступил за то же, что было решено зимой, - "10+15". То есть заведомый шлак - те, кто за пределами десятки ведущих легионеров в каждом клубе, - из первенства РФПЛ уже исключен.
Члены исполкома решили не бежать впереди паровоза и не вставать по стойке смирно по первому приказу, а бороться до конца. Что и неудивительно - в этом органе достаточно не то чтобы независимых, но состоятельных и достаточно свободных в принятии решений людей.
По имеющимся данным, один из таких людей, Евгений Гинер, всегда готовящийся к подобным "зарубам" основательно, в ответ на просьбу Нагорных разразился серьезно подготовленным выступлением. Для начала он процитировал президента России (это всегда вызывает в среде чиновников должный пиетет и является беспроигрышным приемом), затем - цитатами из находящегося в родовых муках закона. И то, и другое ставило целью доказать, что линейного принципа - Минспорта приказывает, федерации берут под козырек - ни в распоряжении президента, ни в законе нет.
Он, заметим, еще не принят. Да, 19 июня его в третьем чтении приняла Госдума, но в законную силу он вступит только после подписи главы государства, а ее, как и последующей публикации в "Российской газете", пока нет. Поэтому никаких легитимных рычагов со стороны Мутко, чтобы заставить исполком РФС принять "7+4" именно сейчас, не было.
А Гинер, процитировав закон, заставил членов исполкома усомниться, что они вообще появятся. Потому что, исходя из прозвучавшего на заседании, не Минспорта единолично будет спускать в федерации лимиты по каждому игровому виду спорта, а министерство по согласованию с исполкомом федерации! Исполком же, как мы знаем, с зимы имеет на сей счет особое мнение.
Как стало известно, топ-клубы в этой борьбе решили идти до конца. Запевалами на исполкомах обычно выступали Гинер с Ольгой Смородской, теперь же к ним присоединились и Керимов, и прибывший туда после длительного перерыва Сергей Галицкий - в общем, все возможные клубные тяжеловесы. Более того, есть данные, что ведущие клубы не исключают задействования (с их подачи, естественно) в процессе УЕФА и ФИФА. Органов, как известно, категорически препятствующих прямому вмешательству государства в дела футбольных федераций - общественных организаций.
Ущерба российским государственным интересам тут никакого нет (хоть министр спорта и считает иначе) - более того, по мнению многих, лимит по этим интересам как раз бьет. Поэтому (информация, подчеркиваю, неофициальная и никем пока не подтвержденная) топ-клубы и готовы идти до конца. И все далеко не так просто - спустили, приняли, играем - как это подавалось в речах Мутко.
Будь все так просто, исполком плюнул бы и проголосовал. Но этого не произошло. И произойдет ли до начала сезона (!) - большой вопрос. Пахнет бунтом. Бунт локален, он вряд ли помешает Мутко в сентябре стать президентом РФС, но в вопросе лимита, очень возможно, министру придется идти на компромисс. И исключать, что сезон начнется с "10+15", я бы не стал. А если начнется - то, по логике, и закончится. Хотя Россия - страна, где логика зачастую пасует.
Даты следующего исполкома пока нет. Приблизительное его время - середина июля. В премьер-лиге чемпионат стартует 17-го числа. Чтобы лимит был официально установлен не за месяц даже, а за считаные дни до старта первенства - такого хаоса российский футбол еще не знал. И не факт, что узнает.
Судя по всему, бескомпромиссный настрой топ-клубов и исполкома вообще в какой-то момент стал известен Мутко.
По словам одного из членов исполкома, за пару дней до него неожиданно изменилось время его начала. Оно было запланировано на 10 утра, и тогда Мутко успевал бы и туда, и на правительственную комиссию. Но вдруг все сдвинулось на полдень, и лишь 22 июня соответствующая информация (об итоговом времени, а не о сдвижке, конечно) была опубликована на официальном сайте РФС.
Судя по всему, к этому моменту Виталий Леонтьевич понял, что если прибудет на Таганку лично и попытается настоять на немедленном принятии формулы "7+4", то все равно проиграет. А поражения, пусть даже временные, терпеть лучше заочно, не теряя лица.
Почему же Симонян анонсировал прибытие министра на исполком накануне, когда время его начала уже было перенесено с 10 на 12? Это - единственная нестыковка со всей вышеприведенной версией. Возможно, об изменении планов Мутко 88-летнюю легенду попросту не успели предупредить.
Зато, по сообщениям членов исполкома, к вопросу о включении в состав ФНЛ "Зенита-2" Симонян готов был и инициативу питерцев поддержал. Всего днем ранее на общем собрании лиги решили (причем единогласно) остановиться на 18 командах, но в высшей футбольной инстанции страны рассудили иначе.
Президент ФНЛ Игорь Ефремов возражал, говорил о том, что в последние три года (ранее был, например, "Краснодар") не по спортивному принципу в лигу не принимали никого, хотя хотели и по деньгам готовы были многие - в частности, "Факел". Но ряд членов исполкома поддержал "Зенит", посчитав такое решение благом, в частности, для молодежной сборной России.
В итоге решение все-таки ввести "Зенит-2" в ФНЛ было принято большинством всего в один-два голоса. И ряд членов исполкома называют его скандальным.
* * *
Для меня одним из самых сильных впечатлений дня стало то, что свою достаточно длинную речь в начале пресс-конференции Симонян произносил стоя. В его-то возрасте никому не пришло бы и в голову ждать или тем более требовать от него подобного.
Но Никита Павлович-то действительно СТОИТ за российский футбол. Недаром и члены исполкома в конце заседания поаплодировали ему за ту демократичную, но в то же время и вполне уверенную и четкую манеру, в которой он его вел.
На пресс-конференцию он пришел вместе с советником президента РФС по юридическим вопросом Денисом Рогачевым. У которого я и поинтересовался, как стало возможным, что в контракте Капелло на четыре года не был прописан пункт о расторжении без компенсации в случае невыхода на Euro-2016; каким образом РФС в случае увольнения должен ему десятки миллионов евро, а он в случае досрочного ухода - ничего.
В разговор вступил Симонян, который полностью согласился с посылом моего вопроса и пообещал, что с будущими главными тренерами сборной России подобных промашек не случится. Звучало эмоционально и неравнодушно - хотя уж кто-кто, а олимпийский чемпион Мельбурна-1956 к этому контракту никакого отношения не имел.
А тот, кому был задан вопрос, отмахнулся от него как от назойливой мухи: "Детали контракта Капелло не комментирую". Дотошный коллега справедливо решил уточнить: "Но вы видели этот контракт, прежде чем он был подписан? Визировали его?" Рогачев с явной неохотой выдавил: "Да".
И подумалось вот о чем. Столько серьезных людей ломают головы, как бы избавиться от чемодана без ручки фирмы "Капелло", кто-то заплатит за это огромные деньги. А есть люди, которые этот безответственный документ готовили. И они все еще сидят в футбольных президиумах и ни за что не отвечают - в том числе и когда журналисты задают им прямые вопросы по их же тематике. А кто-то даже может в эти президиумы триумфально вернуться.
Так с какой стати мы должны рассчитывать на то, что в нашем футболе что-то изменится? Даже если с Капелло договорятся о компенсации?..
Игорь РАБИНЕР