Газета Спорт-Экспресс № 132 (6783) от 22 июня 2015 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

22 июня 2015

22 июня 2015 | Футбол

ФУТБОЛ

ДЖУРАБЧАН - ДРУГ БЕРЕЗОВСКОГО

Британский бизнесмен иранского происхождения никогда не имел агентской лицензии, но при этом осуществил множество трансферов. А еще он активно помогал Борису Березовскому.

"Я не агент и не посредник. Думаю, что агентская работа отличается от моей. Наша компания занимается консультациями. У многих футболистов в процессе переговоров с клубами возникают вопросы в отношении собственных прав, они боятся финансовой неустойчивости на новом месте и не хотят портить имидж. Обычные агенты в этом некомпетентны. Мы советуем, как игрокам лучше поступить".

Так Киаваш, или Киа Джурабчан, описывал свое ремесло семь лет назад. Непыльная работа, которая приносит отличную прибыль и не требует публичности. Идеальный бизнес.

Джурабчан родился в Тегеране в 1971 году. Точнее сказать невозможно: до сих пор доподлинно неизвестна дата рождения предпринимателя. Как и гражданство: до 1983-го семью Джурабчана заносило то в Канаду, то в Великобританию. В Англии он живет до сих пор и, по некоторой информации, имеет аж три подданства - иранское, канадское и британское.

Джурабчан - прирожденный делец. Его отец удивительно быстро освоился в Англии: вскоре после приезда открыл автосалон в графстве Кент, дал сыну престижное образование и устроил его трейдером на лондонскую международную нефтяную биржу. Там Джурабчан оброс связями, в частности, познакомился с Борисом Березовским. Несомненно, без дружбы с российским олигархом иранец не стал бы столь значимой фигурой.

В 28 лет никому не известный Джурабчан внезапно объявился на российском рынке и приобрел 85 процентов акций издательского дома "Коммерсант". Зачем? Чтобы всего через месяц беспрекословно передать владение газетой своему приятелю Березовскому. Интересно, что сам Джурабчан начисто отрицал связи с российским бизнесменом, но позже правду открыл бывший главный редактор "Коммерсанта" Раф Шакиров.

Статус теневого посредника Джурабчана не устраивал - он, как истинный предприниматель, хотел зарабатывать самостоятельно. Плацдарм для осуществления наполеоновских планов иранец нашел в футболе. В 2004-м он по совету известного израильского агента Пини Захави создал инвестиционный фонд MSI и сразу же попытался приобрести любимый с детства лондонский "Арсенал". Однако Джурабчана отпугнула стоимость его активов, поэтому он после недолгих поисков обратил взор на бразильский "Коринтианс", находившийся в упадке.

Руководителей клуба Джурабчан без проблем расположил к себе и купил 51 процент акций клуба. Но, чтобы обаять болельщиков, иранцу нужно было сделать нетривиальный подарок. Покупками Тевеса (13 миллионов долларов) и Маскерано (8 миллионов) Джурабчан смог развеять скепсис обычных фанатов, а затем и влюбил их в себя после того, как выучил португальский язык.

В первый год под патронатом MSI "Коринтианс" выиграл чемпионат страны. Параллельно Березовский вел переговоры о покупке крупнейшего бразильского авиаперевозчика Varig - наверняка при участии иранского друга.

Однако вскоре небо над Сан-Паулу заволокли тучи: в 2006-м "Коринтианс" резко сдал, на плаху поочередно ложились головы тренеров, Березовский не смог заключить сделку с авиакомпанией, а бразильская полиция открыла дело в отношении MSI. Джурабчану пора было сматывать удочки. Он оставил "Коринтианс" и уже не видел, как клуб вылетел из серии А в декабре 2007-го.

Полиция не нашла нарушений в деятельности MSI, хотя выявила причастность к компании Березовского и его делового партнера Бадри Патаркацишвили. Джурабчан вернулся в Лондон и отправился свататься в "Вест Хэм", соблазняя завидным приданым - Маскерано и Тевесом. Британский бизнесмен мог открыто предлагать аргентинцев кому угодно, потому что они действительно принадлежали ему. Правами на Тевеса владели MSI и ее дочерняя фирма Just Sport, а Маскерано делили еще два фонда: Global Soccer и Mister Services. Разумеется, все компании принадлежали одному человеку.

Березовский позже убеждал прессу в том, что Джурабчан вынужден был вернуться в Лондон из-за смерти отца, но это не совсем так: известно, что Патаркацишвили, тогдашний владелец тбилисского "Динамо", был заинтересован и в том, чтобы Джурабчан приобрел "Вест Хэм".

Но сделка сорвалась, хотя иранец заработал кругленькую сумму на трансферах Маскерано и Тевеса. "Вест Хэм" позже сильно пожалел о переходах: "молотки" были оштрафованы на 5,5 миллиона фунтов за участие в сделках третьих лиц.

То дело дошло даже до спортивного арбитражного суда и не на шутку испугало Джурабчана. С тех пор он держится в стороне от переговоров между клубами и футболистами, хотя его имя то и дело всплывает во многих больших сделках. Он, еще будучи главой "Коринтианс", договорился с Евгением Гинером о продаже Жо в ЦСКА, а потом отправил бразильца в "Манчестер Сити". Тевес перебирался в "Манчестер Юнайтед", а затем в "Манчестер Сити" при участии своего покровителя. Переходу Рамиреса из "Бенфики" в "Челси" помогли приятельские отношения Джурабчана и Романа Абрамовича. Прошлым летом Джурабчан выкрал из "Шахтера" чуть ли не всех бразильцев, воспользовавшись непростой ситуацией в Донецке, но уговорить их разорвать контракты у него не получилось.

При этом иранцу постоянно удается оставаться незамеченным. Два года назад Джурабчан подбирал место работы полузащитнику "Коринтианс" Паулинью и помог тому перейти в "Тоттенхэм". Бразилец позже признался: "Я никогда в жизни не общался с Киа. И даже никогда его не видел".

Егор ЧЕРНОВ