Газета Спорт-Экспресс № 281 (6640) от 16 декабря 2014 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 4
ХРОНИКА
СВОЯ КОЛОНКА
99 ПРОЦЕНТОВ ИНОПЛАНЕТЯН
Олег ШАМОНАЕВ
На этой неделе Всероссийская федерация легкой атлетики собирается подать в суд на немецкий телеканал ARD , показавший документальный фильм о допинговых безобразиях в российском спорте. Некоторые из фактов, приведенных в расследовании ARD , и вправду выглядят совершенно неправдоподобными.
Например, слова метательницы диска Евгении Печериной о том, что запрещенные вещества применяют 99 процентов российских атлетов. Не совсем понятно, откуда взяла эту цифру спортсменка, которая сама была пожизненно дисквалифицирована за допинг. С той же долей достоверности можно рассказывать, что сборная России на 99 процентов состоит из инопланетян, которых мы за свои нефтерубли рекрутируем на Альфе Центавра.
Однако не все обвинения - столь очевидная глупость. На днях выяснилось, что часть документов, на которых основывались разоблачения ARD , была украдена из Международной федерации легкой атлетики (ИААФ), и глава медицинской комиссии ИААФ Габриэль Долле в связи с этим уже подал в отставку. Из похищенных бумаг, в частности, явствует, что в последние годы якобы не были должным образом изучены подозрительные данные биопаспортов 58 российских атлетов.
Впрочем, даже эта, более реальная, чем 99 процентов, цифра не приближает нас к ответу на главное обвинение, прозвучавшее в немецком фильме. Так существует ли в России государственная система распространения и применения допинга?
Боюсь, ни одна следственная комиссия положительного ответа на этот вопрос не даст. В первую очередь потому, что на официальном уровне допинг в России осуждается, а на борьбу с ним тратятся серьезные деньги.
Но, возможно, подобная деятельность является лицемерием, и запрещенные препараты выдаются у нас из-под полы? Сильно в этом сомневаюсь, потому что в таком случае пришлось бы еще изыскать серьезные суммы на соблюдение режима секретности. Наверное, тайные фармацевтические манипуляции были возможны во времена СССР, когда наш спорт и все общество были очень закрыты. А сейчас подобное реально скорее в Китае или КНДР (я никого не обвиняю, а просто рассматриваю шансы). Создать тайный государственный механизм подкормки спортсменов допингом в современном российском спорте невозможно, даже если бы мы этого захотели.
Неважное состояние нашей спортивной медицины и огромное количество иностранных специалистов, работающих со сборными России и не склонных хранить тайны, делают миссию заведомо провальной. Представьте себе - Федеральное медико-биологическое агентство через сайт госзакупок приобретает несколько ящиков эритропоэтина, после чего отправляет ампулы с допингом на базу в Новогорск. Там тренеры выстраивают своих подопечных в шеренги, приказывают обнажить ягодицы и насильно колют всем чудодейственное зелье. После чего спортсмены отправляются на трехчасовой практикум "Как обмануть офицера допинг-контроля". Вот это была бы государственная система. Только поверить в реальность подобных мер могут разве что очень наивные люди. Объяснить допингом 99 процентов успехов российских спортсменов для кого-то, безусловно, соблазнительно. Но не до такой же степени.
Конечно, не все так однозначно. Например, в наших околоспортивных кругах популярны не только рассказы о том, что "употребляют все, просто не всех ловят", но и душещипательные истории, как в юношеском спорте при переходе тренеры ставят своих воспитанником пред выбором: либо ты начинаешь применять допинг, либо - гуляй на все четыре стороны. Правда это или байки, сказать не возьмусь. Мир спорта вообще сложно измерить нормами обычной морали. В нашей стране детей при записи в серьезные спортшколы сначала исследуют, словно призовых лошадей на ярмарке. А потом тренеры оказывают на занимающихся огромное психологическое давление, которое не позволяют себе ни учителя школ, ни здравомыслящие родители. И, возможно, иногда эта цепочка завершается предложением ребенку поправить здоровье допингом.
Весь наш спорт, начиная с детского, заточен на результат. От него зависит материальное благополучие и профессиональная репутация тренера и детского спортивного учреждения. В том, что ради результата сначала тренер, а потом и спортсмен иногда готовы пренебречь любыми запретами и любыми нормами морали, нет ничего удивительного. И на самом деле именно это, а не мифическая "государственная система приема допинга" сейчас представляет для российского спорта главную опасность.