Газета Спорт-Экспресс № 250 (6609) от 10 ноября 2014 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
БОКС
В субботу в Атлантик-сити чемпион мира по версии WBO в категории до 79,4 кг россиянин Сергей Ковалев вчистую разбил великого американского ветерана, живую легенду - 49-летнего Бернарда Хопкинса.
Хопкинс проиграл с разгромным счетом 107-120 (дважды) и 106-120 впервые за всю свою длинную карьеру. Даже Рой Джонс в 1993 году победил его с куда меньшим преимуществом. Ну а Ковалев в дополнение к уже имеющемуся титулу завоевал еще титулы суперчемпиона WBA и чемпиона IBF в том же весе и неофициальное звание одного из сильнейших боксеров во всех весах.
КОВАЛЕВ - ХОПКИНС ЛЕГЕНДОКРУШЕНИЕ
Как я уже писал в предматчевой статье, трудно было желать такому великому бойцу, как Хопкинс, закончить этот поединок распластавшись на полу. Ковалев его и не "распластал". Он его распял. И я не знаю, что хуже.
Да, Хопкинс закончил бой на ногах: возможно, Ковалеву не хватило нескольких секунд для того, чтобы его добить. Но ужас для Бернарда был не в этом. Ужас был в том, что в этом бою он ровным счетом ничего не смог, что он был тотально беспомощен с первого раунда до последнего, что для него в этом бою вопрос стоял только о "выживании", а не о победе. Это тяжело для любого человека, а для такого вечного победителя, как Хопкинс, тем более.
Начало первого раунда было единственным - к тому же очень коротким - периодом, когда что-то в этом поединке было неясно. Оба присматривались, примеривались друг к другу и никаких особо активных действий не предпринимали. Но многое должно было напрячь поклонников Хопкинса уже тогда. Как-то не похож на себя он был. Какая-то избыточная прыть наблюдалась в его передвижениях по рингу. Наверное, о таких людях, как Хопкинс, неуместно говорить, что они кого-то боятся, но если он и не боялся Ковалева, то очень его опасался.
Видимо, это напрягало и самого Хопкинса, потому что в конце раунда он полез в неподготовленную атаку и получил правый кросс навстречу. Он упал не тяжело. Ясно было, что бой Хопкинс продолжить сможет, но выражение его лица ясно говорило, что он потрясен психологически, что ничуть не лучше. Нет, он не боялся. Он НЕ МОГ. И не только потому, что наконец-то состарился, а потому, что столкнулся с силой, которой ему было нечего противопоставить, кроме умения выживать. Для победы этого мало. Собственно обычно этого не хватает даже для того, чтобы выжить. Но "кто-то там наверху", как говорят в Америке, сжалился над ним, и бой он закончил на ногах. Слабое утешение, но лучше такое, чем никакого.
Хопкинс довольно легко встал после нокдауна и закончил раунд. Тем не менее тогда мне показалось, что поединок вряд ли пройдет всю дистанцию.
Во втором раунде подтвердилось то, что обозначилось еще в первом. Хопкинс стал работать чистым спойлером. Он стремился максимально препятствовать активным действиям со стороны Ковалева, а сам практически ничего не делал. На что он рассчитывал? На то, что Ковалев, будучи моложе на 18 лет, раньше устанет? Или просто тянул время, ни на что особо не надеясь?
Между тем Ковалева, похоже, все устраивало. Он просто с удовольствием делал работу, которая у него получалась. Его правый кросс, иногда в сочетании с джебом, то и дело прошивал защиту Хопкинса. Короткие комбинации тоже заставали великого ветерана врасплох. А главное - Хопкинс был ему понятен.
В начале третьего раунда американцу наконец удалось хоть что-то. Для начала он, правда, просто толкнул Ковалева, и тот упал, а Хопкинс повел себя так, как будто послал его в полноценный нокдаун, но ни рефери, ни зрители ему не поверили. Потом Хопкинс перехватил атаку Ковалева и сам пробил комбинацию из правого прямого и левого бокового, однако Сергей тут же вернул ему долг, а потом снова и снова, и ему так понравилось возвращать долги, в том числе и те, которые он не брал, что под конец раунда стало казаться, что Хопкинс вот-вот упадет, но гонг опять прозвучал вовремя для него.
Четвертый раунд получился похожим на предыдущие. Окончательно обозначилось то, что против правого кросса Ковалева (вроде бы самого классического удара) Хопкинсу не удается найти противоядие. Сергей вообще действовал очень грамотно, ставя под сомнение компетентность экспертов, которые сводили все его мастерство к ломовому удару. Впрочем, так когда-то было и с молодым Майком Тайсоном. Этот удар производил такое впечатление, что затмевал все остальное. Однако здесь Ковалев не делал на него ставку.
Россиянин входил в зону атаки, но никогда не зависал в ней, бил и своевременно делал шаг назад, не давая Хопкинсу ни ответить, ни войти в клинч. И еще одна деталь. Мне показалось, что после того как Хопкинс показал удачную двухударную комбинацию, начинавшуюся справа, Ковалев взял ее себе на вооружение. Впрочем, это могло произойти и на автомате.
Что касается Хопкинса, то он тоже своей манере не изменял. Много двигался. Часто уходил корпусом вниз и назад, оставляя в зоне атаки Ковалева только "трепетное бедро", выставленное вперед. В общем, он по-прежнему был неудобен, но неудобен не как боец, который может здорово ударить сам, а скорее как шкаф, который тяжело тащить, а надо.
В пятом раунде Хопкинсу досталось все то же, что и раньше, плюс еще несколько левых боковых. Сам он едва ответил одним правым прямым. Были, конечно, и другие попадания, но какие-то неубедительные, вскользь.
В шестом раунде Хопкинсу удалось разок неплохо встретить Ковалева левым боковым, но сколько он напропускал! Между тем к этому моменту стало казаться, что, орудуя в своем стиле, Хопкинс вполне может и "дожить" до финального гонга. Прожил же он как-то первую половину боя и, что совсем удивительно, даже не очень утомился. Все-таки есть в нем какая-то загадочность, которую он и имел в виду, когда не так давно переименовал себя из Палача в Пришельца.
Впрочем о зеленой маске гуманоида, в которой Хопкинс вышел в ринг, сейчас нельзя было вспоминать без ощущения какой-то неловкой досады. Инопланетянам здесь приходилось нелегко. Вполне себе землянин Ковалев без устали навешивал люлей пришельцу-Хопкинсу.
Седьмой раунд не отличался от предыдущих. В середине восьмого Ковалев очередным ударом справа здорово болтанул Хопкинса. Однако тот выстоял, хотя пропустил еще много чего. В девятом ему опять досталось, главным образом справа, но было и несколько хороших левых боковых. Да, всего этого было мало, чтобы сокрушить такую скалу, как Бернард Хопкинс. Только вот на оборону у Бернарда уходили все силы - и на атаку уже ничего не оставалось.
Настало время последних трех так называемых чемпионских раундов. К тому времени, насколько можно было судить, родные зрители стали Хопкинса потихоньку освистывать, однако в десятом раунде он не сделал ничего такого, чтобы их порадовать. Много передвигался, плотно защищался. Ковалев по-прежнему досаждал ему своим не самым обычным джебом в грудь, ударами справа, а левым апперкотом сумел его даже пошатнуть. Потом Хопкинс снова выгребал справа, а на последних секундах пропустил в серии от Ковалева очень мощный левый боковой.
Одиннадцатый раунд опять не принес ничего нового ни Ковалеву, ни Хопкинсу. Один бил - другой получал, но было ясно, что просто так Хопкинс с ринга не уйдет. Зрители все громче выражали свое недовольство, и уходить вот так вот, бойцом, который всю дорогу уклонялся от боя, было нельзя, и в двенадцатом раунде Хопкинс наконец пошел вперед. Провел какой-никакой удар справа, неплохой джеб. Ковалев за все быстро рассчитался, но удивляла сама активность Хопкинса.
Это ощущение сыграло с ним самим злую шутку. В какой-то момент он показал Ковалеву язык, и тогда тот ударил по нему из всех орудий. Несколько серий россиянина достали Хопкинса. Тот силился отвечать. Попал пару раз слева, один раз вроде бы сильно, но, по-моему, Ковалев просто не очень удачно стоял и на долю секунды потерял равновесие.
Однако это не имело уже никакого значения. Ковалев обрушился на Хопкинса с новой силой. Того мотало по рингу, как какого-нибудь избиваемого "плохиша" из мультфильма. Последний удар, кажется, справа Ковалев нанес с гонгом. Думаю, если бы бой продолжился еще несколько секунд, дело вполне могло бы закончиться нокаутом, а так Хопкинс выстрадал поражение по очкам.
Никакого волнения по поводу судейского решения не было. Есть случаи, когда не решится баловать ни один судья. Вопрос был только в том, осмелится ли хоть кто-нибудь дать Хопкинсу хотя бы один раунд за выслугу лет и прошлые немеркнущие боевые заслуги. Не осмелился. Двое судей поставили 120-107 в пользу Ковалева, а третий даже 120-106, что означало, что в каком-то раунде он дал победу Ковалеву со счетом 10-8, несмотря на отсутствие нокдауна. Правилами такое допускается. В каком именно раунде судья это сделал, сказать затруднюсь, так как таких было несколько.
После боя все выступили правильно. Хопкинс отдал Ковалеву должное, что делает честь им обоим. Бернард признался, что россиянин заставил его работать под свою диктовку. Оскар Де Ла Хойа, друг и промоутер Хопкинса, сказал, что нельзя объяснять победу Ковалева только разницей в возрасте, так как тот действительно провел замечательный поединок по замечательному плану, которого замечательно же придерживался всю дорогу. Хорошо, хоть и не на очень хорошем английском, выступил и сам Ковалев, отдавший должное Хопкинсу. Легенд вообще нельзя побеждать, не отдав им должное.
Однако эта победа для самого Ковалева уже была явно в прошлом, а он смотрел в будущее, которое интересовало его куда больше. Ковалев теперь объединил в своих руках три пояса, WBA, IBF и WBO. Но есть ведь еще один чемпион - обладатель пояса WBC канадец гаитянского происхождения Адонис Стивенсон, которого, по абсолютно не понятным мне причинам, многие эксперты ставят выше и Хопкинса, и самого Ковалева. Сергей много раз вызывал Стивенсона на бой, но тот отнекивался под предлогом того, что этот бой не даст больших денег. Между прочим, я думаю, что на тот момент Стивенсон не лукавил. Однако теперь - точно даст. А Ковалев еще больно поддел Стивенсона, сказав, что побежденный им Хопкинс победил бы гаитянского Адониса.
Думаю, теперь бой Ковалев - Стивенсон, скорее всего, состоится. Он всем нужен, всем интересен. Только ничего Стивенсону в нем не светит, как и тому, в честь кого он был назван своей мамой. В греко-римской мифологии Адонис был интимным другом богини любви Венеры. Сердце у нее было большое, и его хватало на многих вместе с ее щедрым телом. Одним из этих многих был бог войны Марс. Адонис был азартный охотник и, насладившись Венерой, решил развлечься другим привычным для себя образом. Чуявшая неладное богиня не хотела отпускать его на охоту, но он вырвался из мягко-цепких женских рук, а там его разорвал прикинувшийся вепрем Марс.
Так вот, если дойдет до боя Стивенсона с Ковалевым, то, хоть последний и не бог войны, но разделает первого под орех. И никакая Венера, даже если она вдруг найдется, не спасет и этого Адониса.
Александр БЕЛЕНЬКИЙ