Газета Спорт-Экспресс № 248 (6607) от 7 ноября 2014 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 4

7 ноября 2014

7 ноября 2014 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

Ради попадания в состав сборной России на чемпионат мира-2015 кенийские студенты Поволжской академии физической культуры отказались от учебы и будут тренироваться на исторической родине.

РУССКИЕ КЕНИЙЦЫ УШЛИ В АКАДЕМИЧЕСКИЙ ОТПУСК

Проект привлечения кенийских бегунов к учебе и тренировкам в России, вызвавший столько споров в нашем спортивном сообществе, продолжится, несмотря на все проблемы прошлого сезона. Напомним, что в конце 2013 года было объявлено о приезде в Казань четырех перспективных атлетов из Кении. Эванс Киплагат, Амос Кибиток, Исаак Кипкембой и Николас Чепсеба собирались учиться в Поволжской академии физкультуры и, если все пойдет хорошо, получить российское гражданство и побороться за место в российской сборной, где давно нет сильных стайеров.

Однако пока все складывается не совсем так, как планировалось. Кенийцы приехали в Казань, начали тренироваться и изучать русский язык. Появление сильных конкурентов мобилизовало российских бегунов, но сами африканцы минувшим летом не впечатлили. Их результаты на чемпионате России не только отодвинули вопрос получения кенийцами российского гражданства, но и поставили весь проект на грань закрытия. Однако, как удалось выяснить "СЭ", сдаваться темнокожие атлеты не намерены. Подтверждением стал недавний успех Киплагата и Кибитока в Турции, где студенты Поволжской академии физкультуры заняли первое и второе места в забеге на 10 км с результатами, превышающими лучшие секунды, показанные в минувшем сезоне чемпионом России Евгением Рыбаковым.

Как сообщила менеджер кенийцев Валентина Федюшина, в будущем году кенийский проект продолжит работать - с определенными поправками по сравнению с прошлым сезоном. Во-первых, из обоймы выбыл один спортсмен - Исаак Кипкембой. Во-вторых, наученные горьким опытом резкого спада формы из-за непродуманного перехода с высоты на равнину, на этот раз спортсмены всю подготовку собираются провести в Кении. Приезжать в Россию они будут только на соревнования. И в-третьих, в зимнем и последующем летнем сезонах африканцы будут выступать не только на взрослых, но и на молодежных турнирах. Это поможет понять, насколько их уровень выше того, который показывают российские сверстники.

Ради полноценной подготовки и возможности получения российского гражданства, а в случае успешного отбора - и выступления на чемпионате мира-2015, кенийцы взяли академический отпуск. Не совсем понятно, как подобные планы согласуются с приобщением иностранцев к российской культуре, что ранее заявлялось в качестве обязательного условия приглашения африканцев в сборную России, но спортсмены и их менеджер настаивают на своем праве на эксперимент.

- Спасибо Татарстану, ВФЛА и академии за то, что пошли навстречу, - говорит Валентина Федюшина. - Все понимают, насколько важным будет предстоящий сезон. Обучение для нас очень важно. Ребята уже многое понимают по-русски, а Николас Чепсеба, когда не стесняется, даже вполне сносно говорит. И мы продолжим приобщение к российской культуре.

Что касается недавнего выступления кенийцев в Турции, то там казанские студенты оказались заметно сильнее всех соперников. Киплагат показал результат 27.54, а Кибиток - 27.59. Спортсмен, занявший третье место, проиграл Амосу восемь секунд. Рекорд России в беге на 10 000 м, датируемый 2008 годом, принадлежит Сергею Иванову и равен 27.53,12. В прошедшем сезоне лучший отечественный стайер последних лет Евгений Рыбаков победил на Кубке России с личным рекордом - 28,02,79.

- В Турции прошла шоссейная гонка, - объясняет Валентина Федюшина. - И ребята показали, что хорошо готовы, несмотря на то что сейчас идет подготовительный период. В прошлом году было много сложных организационных моментов, но сейчас все позади, и мы перешли ко второму этапу подготовки.

Впрочем, старший тренер сборной России по легкой атлетике по группе выносливости Алексей Мельников не склонен впадать в эйфорию.

- Результаты хорошие, но, будем откровенны, для внутреннего уровня, - считает специалист. - Конечно по сравнению с летом прогресс безусловный, ребята сбросили по 30 секунд. Но все, что реально здорово, начинается от 27.10. Норматив "А" для попадания на чемпионат мира - 27.27 - 27.30. Норматив "Б" - 27.56. Сейчас кенийцы примерно на этом уровне. Кроме того, с ними работают иностранные специалисты, и нам тяжеловато судить об их уровне и потенциале. Детального плана их подготовки у нас нет. А хотелось бы.

Как бы то ни было, если прогресс продолжится и хотя бы один спортсмен из экспериментальной кенийской группы сумеет приблизиться к десятке на чемпионате мира, это станет небывалым успехом для стайера, выступающего под российским флагом. Единственная загвоздка в том, что согласно изначальной задумке помимо собственных высоких результатов легионеры должны подтянуть наших молодых ребят. Возможно ли это при "удаленной форме" их подготовки? Наверное, да. Если кенийцы будут участвовать во внутрироссийских стартах и задавать там тон, это наверняка положительно скажется на среднем уровне результатов наших спортсменов. Однако более значительному прогрессу способствуют совместные тренировки с сильными соперниками.

Огромная заслуга того же шорт-трекиста Виктора Ана не только в двух личных победах на Олимпийских играх в Сочи. Во многом благодаря ему золотые медали в эстафете получили Владимир Григорьев, Семен Елистратов и Руслан Захаров. Тренируясь каждый день рядом с великим спортсменом, эти ребята и сами превратились из перспективных атлетов в высококлассных. Вряд ли похожий эффект возможен, если кенийцы будут приезжать в Россию только на соревнования. А совместный сбор с российской командой в Кисловодске, намеченный на март - апрель, скорее лишь приятное исключение, нежели полноценный обмен опытом.

Вероятно, этот же вопрос волнует и президента Всероссийской федерации легкой атлетики Валентина Балахничева, который лично курирует проект. Установленные специально для кенийцев летние нормативы студенты из Казани так и не выполнили. Хотя перспективы роста у них, очевидно, есть. Но вот окажутся ли они достаточными, чтобы руководители отечественной легкой атлетики продолжили оказывать проекту полную поддержку?

Владимир ИВАНОВ