Газета Спорт-Экспресс № 155 (6514) от 19 июля 2014 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

20 июля 2014

20 июля 2014 | Синхронное плавание

СИНХРОННОЕ ПЛАВАНИЕ

Нынешний сезон трехкратная олимпийская чемпионка и 15-кратная чемпионка мира намеревалась пропустить. Но передумала. На своем четвертом чемпионате Европы Ромашина впервые выступит в соло.

Светлана РОМАШИНА: "ПРАВИЛА НЕ ПОЗВОЛЯЮТ ПОКАЗАТЬ ВСЕ, ЧТО МЫ УМЕЕМ"

- Светлана, в начале этого сезона вы непривычно долго отдыхали. С чем это было связано?

- Хотела определиться - продолжать мне выступления в этом сезоне или взять паузу. Хочется ведь выступить на Олимпийских играх в Бразилии, сохранить силы, а это не так просто, когда работаешь без единого перерыва и отпусков третий олимпийский цикл подряд. К тому же в начале января я перенесла операцию - стала сильно беспокоить паховая грыжа. Точно такую же операцию мне уже приходилось делать - в 2010 году, сразу после чемпионата Европы в Будапеште.

- Неужели в синхронном плавании нагрузки на тазобедренную область до такой степени велики?

- На самом деле да. Нижний пресс задействован в работе очень сильно. Все эти подъемы, выталкивания. В группе и дуэте работы в этом плане больше - когда приходится ногами выталкивать партнерш из-под воды. Но и когда толкаешь себя сама, напрягаться приходится довольно сильно.

- Оперировались в Москве?

- Да, в боткинской больнице - там же, где в первый раз. Три месяца восстанавливалась, потом потихоньку начала плавать, заниматься ОФП, постепенно перешла к элементам синхронного плавания. Врачи сразу меня предупредили: никаких резких движений. Когда форсируешь восстановление, это очень тяжело.

- В 2010-м пришлось форсировать?

- Да, потому что оставалось не так много времени до чемпионата мира в Шанхае. У меня тогда все так болело, что избежать операции было невозможно.

На чемпионате мира мне дали возможность выступить только в дуэте и комбинации. Присоединиться к группе я просто не успевала, да и физически вряд ли бы потянула такую нагрузку.

- Почему, передумав пропускать нынешний сезон, вы предпочли выступать соло?

- Я ведь никогда не становилась в этом виде чемпионкой Европы. Пропускать сезон целиком меня отговорила тренер. В этом случае я автоматически осталась бы без финансовой поддержки на следующий год. А это, как ни крути, достаточно важный момент для спортсмена.

Татьяна Данченко хотела, чтобы я осталась и в дуэте, но потом мы все-таки пришли к заключению, что такая большая нагрузка ни к чему.

- В дуэте вы тем не менее тренировались?

- Да, в процессе постановки программы. Это своего рода технологический момент: программу проще ставить на спортсменках, которые хорошо "скатанны". И только потом подключать к работе третьего человека. Именно так после Игр в Лондоне мы ставили дуэтную программу с Наташей Ищенко, а потом Наташу заменила Светлана Колесниченко. В этот раз меня заменила Дарья Коробова - она восьмикратная чемпионка мира и олимпийская чемпионка-2012 в группе.

- Расскажите о своих сольных программах.

- Произвольную мы решили оставить прежнюю - Мэрилин Монро. Во-первых, две новые программы я рисковала просто не успеть подготовить. Во-вторых, старая программа мне слишком нравится, чтобы вот так взять и от нее отказаться. Техническая программа новая. Пришлось учитывать все изменения, которые произошли в правилах за последний год.

- Стало сложнее?

- В соло - да. А вот в дуэтах и групповых выступлениях я увидела определенные послабления. Например, вместо выталкиваний с поворотом разрешили выполнять простое выталкивание. Вполне возможно, что таким образом Международная федерация плавания ( FINA ) стремится дать возможность выступать на чемпионатах мира в групповых видах еще большему числу стран.

- Когда в каком-то виде спорта доминирование одной страны становится подавляющим, международные федерации нередко начинают придумывать правила, направленные на то, чтобы осложнить лидерам жизнь. В синхронном плавании такая тенденция наблюдается?

- Вы знаете, да. Например, у нас есть элемент, который называется "комбинированный винт". В свое время, выступая в соло, Наташа Ищенко делала шесть таких винтов вниз и шесть - наверх. Этого не могла повторить ни одна спортсменка в мире. Сейчас разрешенный максимум - 3+3. То есть правила просто не позволяют показывать то, что мы умеем. Точнее, не оценивают этого.

Возвращаясь к своей технической программе, могу сказать, что мне очень нравится музыка. Мы много чего пробовали, но в итоге остановились на "Танго в Париже" - в исполнении Мирей Матье. На тренировках я уже делаю полные "прогоны" программы - довожу до абсолютного качества.

- Как чувствуете себя в команде?

- Смотрю на совсем молодых девочек и понимаю, что оставаться на конкурентоспособном уровне с каждым годом будет тяжелее.

- Что уж тогда говорить про Наташу Ищенко, которая собирается вернуться в команду к олимпийскому сезону-2016? Или она уже передумала?

- Не думаю. Сейчас Наташа занимается ребенком и абсолютно счастлива. Говорит, что полностью восстановилась после родов, полна сил. Но возвращаться в бассейн пока не спешит. Скорее всего, будет принимать решение осенью.

- После прошлогоднего чемпионата мира в Барселоне вы отправились на отдых в море - участвовать в регате - и даже взяли с собой тренера.

- Это был уговор: если я становлюсь чемпионкой мира в соло, Татьяна Евгеньевна едет на регату со мной и моим молодым человеком.

- Именно этот уговор и вызвал мое удивление. Вы ежедневно проводите в бассейне по 8-10 часов в день. Неужели после всего этого сохраняется желание видеть тренера и на отдыхе?

- У нас с Данченко всегда были очень хорошие отношения вне спорта. Поэтому в том, чтобы жить с тренером на одной яхте, я не видела никаких проблем. Регата - прекрасное переключение на другой вид деятельности и при этом огромное количество положительных эмоций. Я увлеклась таким отдыхом после Лондона, благодаря тому, что этим серьезно увлекается мой молодой человек - он шкипер. И мне действительно хотелось разделить все эмоции с тренером.

- Экстремальные занятия очень хорошо проявляют в людях все качества характера. Вам удалось узнать о тренере что-то такое, чего не знали раньше?

- Наверное, нет: все-таки мы с Данченко работаем вместе уже 15 лет и, думаю, досконально изучили друг друга. Но то, что человек познается в море, - это факт.

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ