Газета Спорт-Экспресс № 100 (6459) от 13 мая 2014 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2
ТЕННИС
Как уже сообщал "СЭ", в воскресенье на супертурнире в Мадриде россиянка Мария Шарапова завоевала свой второй подряд и 31-й за карьеру титул, обыграв в финале румынку Симону Халеп - 1:6, 6:2, 6:3.
Побеждать на двух турнирах кряду 27-летней россиянке не впервой: это уже 7-й подобный случай в ее карьере. Ну а последние успехи Шараповой прокомментировала заслуженный тренер России, финалистка Roland Garros и Уимблдона 1974 года Ольга Морозова, которая внимательно наблюдала мадридский финал по телевизору.
ПОЧЕМУ ШАРАПОВА СНОВА ПОБЕЖДАЕТ
- Надо признать, что Маше стало удобно играть на грунте не в этом сезоне, а гораздо раньше - еще в 2012 году, когда она выиграла Roland Garros . При этом скоростные качества Шараповой отличаются от Симоны Халеп или той же Серены Уильямс. На земле Марии двигаться сложнее. Однако она улучшила этот компонент за счет правильной техники входа в мяч и верной позиции на корте.
Кроме того, не стоит забывать, что нынешние грунтовые корты стали быстрее, чем раньше. Поэтому отскок мяча теперь для россиянки гораздо удобней, что позволяет ей лучше подготовиться к ударам. Вот эти все факторы и сказались. Но больше всего меня поражают даже не игровые качества Маши, а ее феноменальный характер. Думаю, что любому тренеру, который с ней работает, стоит только позавидовать. Воля к победе у нее фантастическая! А на таком высоком спортивном уровне - это очень ценно.
- Но согласитесь, что основной прогресс Шараповой на грунте произошел еще во время ее работы с предыдущим тренером - Томасом Хогстедтом.
- Абсолютно верно. В основном технику ей улучшил именно он. В свое время, когда Маша играла больше в закрытой стойке, у нее было очень много ошибок с удара справа. Думаю, что и все ее проблемы с плечом появились как раз из-за этой старой классической техники. При игре на таких высоких скоростях это не удивительно. Но Хогстедт в техническом плане направил Шарапову на нужные рельсы. Именно при нем она свободно стала переводить мяч справа по линии, что раньше давалось ей непросто. Плюс россиянку стало не так просто читать в плане рисунка игры.
Да, конечно же, есть определенные комбинации, которые она любит и часто исполняет. Но в целом вариаций стало гораздо больше. В этом тоже заслуга Хогстедта. Даже не так - это заслуга их обоих. Все-таки не каждый теннисист подобного уровня рискнет пойти на такие изменения, а она пошла.
- Что нового добавил в игру Шараповой ее нынешний тренер Свен Гренефельд?
- Я очень хорошо знаю Свена, он невероятно уверенный в себе человек. И это тоже влияет на его подопечных. Конечно, нельзя говорить о том, что он совершил с Машей какой-то сверхъестественный скачок, но есть несколько комбинаций и ударов, которые он точно привнес в ее игру. Например, косые удары на приеме. Они и раньше были, но сейчас Свен очень мудро их расставил. Почему Маша стала работать с этим специалистом? В свое время Гренефельд сотрудничал с Мэри Пирс, которая тоже действовала в силовом стиле, да и в плане характера они с Шараповой чем-то похожи. Мэри тоже хотелось забить мяч как можно быстрее.
- То, что Шарапова часто вызывает Гренефельда на корт, - это тоже своего рода элемент доверия к тренеру?
- Думаю, да. И правильно, что она это делает. Когда в свое время Серена Уильямс по ходу встреч читала записки с подсказками, то мы сначала удивлялись, а затем восхищались этим решением. Так что если Серена пользуется помощью, то почему бы и Маше не воспользоваться тем, что ей необходимо? Тренер может подсказать какую-то мелочь, которая придаст импульс или напомнит что-то важное, что было сделано на тренировках. И тогда все может встать на свои места. Наставнику в такие моменты важно говорить не много, а уверенно и четко.
- Осенью этого года может исполниться ровно 10 лет с тех пор, как Шарапова в последний раз обыграла Серену Уильямс. Причины систематических поражений Марии от первой ракетки мира, на ваш взгляд, находятся в области психологии?
- То, что мы живем в одно время с сестрами Уильямс, - невероятно здорово. Серена - сверхъестественный атлет и талант, поэтому бороться с ней трудно. Но в спорте бывают такие ситуации, когда против какой-то конкретной суперзвезды ты всегда играешь очень хорошо. А с тем, кто вроде бы тебя слабее - гораздо хуже и никак не можешь выиграть. Ведь если взять идеальную игру Маши и Серены - без нервов, а просто игру, - то Шарапова от природы сильнее Уильямс.
Так что главная задача Марии - обыграть американку психологически. Эти теннисистки обычно встречаются в финале, а если Серена так далеко прошла по турниру, значит, она находится в хорошей форме. Уильямс-младшую легче обыграть в первом-втором круге, когда она еще немного сонная. А в решающем поединке - гораздо сложнее. Для этого нужно, чтобы Серена очень сильно волновалась, как несколько лет назад в финале US Open против Саманты Стосур. Необходимо ловить нервозность американки и не давать ей из этой ситуации выйти. Но у Серены есть своя палочка-выручалочка - подача. За счет нее она выигрывает гораздо больше так называемых легких мячей, чем Шарапова.
- На ваш взгляд, о чем Марии сейчас надо думать в первую очередь: постараться выиграть еще один турнир "Большого шлема", вернуться на первую строчку в мировом рейтинге или о чем-то еще?
- Быть первой - это очень почетно. Но не уверена, что Маше сейчас это настолько интересно. Ведь она уже выиграла четыре турнира "Большого шлема" и даже принимала участие в открытии домашней Олимпиады. Так что и она, и мы все должны просто получать удовольствие от того, что она не устала играть в теннис, продолжает бороться и верит, что может обыграть Серену Уильямс.
Владас ЛАСИЦКАС
7 C ЛУЧАЕВ, КОГДА ШАРАПОВА ВЫИГРЫВАЛА 2 ТУРНИРА ПОДРЯД
Год | Месяцы | Турниры |
2004 | июнь/июль | Бирмингем, Wimbledon |
| сентябрь/октябрь | Сеул, Токио |
2005 | февраль | Токио, Доха |
2006 | октябрь | Цюрих, Линц |
2008 | январь/февраль | Australian Open , Доха* |
2012 | май/июнь | Рим, Roland Garros |
2014 | апрель/май | Штутгарт, Мадрид |
* - Между этими турнирами Шарапова принесла сборной России два очка в матче Кубка федерации Израиль - Россия.