Газета Спорт-Экспресс № 67 (6426) от 29 марта 2014 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 1

29 марта 2014

29 марта 2014 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Мужской турнир завершился вчера победой олимпийского чемпиона Юдзуру Ханю, серебром еще одного японца Тацуки Мачиды, бронзой двукратного чемпиона Европы Хавьера Фернандеса и четвертым местом единственного российского участника Максима Ковтуна, которое позволит нам в следующем году выставить на чемпионате мира второго одиночника.

КОВТУН ЗАРАБОТАЛ ВТОРУЮ ЛИЦЕНЗИЮ

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Саитамы

Общий результат Ковтуна стал его личным рекордом. В произвольной программе спортсмен недотянул до рекорда совсем чуть-чуть, но стоит заметить, что свой лучший результат в этом виде программы Максим показал в декабрьском финале "Гран-при", где справился с программой, в которой были успешно выполнены два четверных прыжка. Тогда как теперь, в Саитаме, российский фигурист остался без элемента базовой стоимостью 10,50.

Нет, я вовсе не призываю немедленно приплюсовать эти мифические в данном случае баллы к итоговому результату. Просто было достаточно очевидно, что Ковтун продолжает прогрессировать от старта к старту.

Он и сам заметил, выйдя к журналистам в микст-зону, что доволен. Во-первых, после ошибок перестал терять голову - случись подобное начало с бабочкой вместо четверного прыжка год назад, вся программа, скорее всего, немедленно рассыпалась бы. Во-вторых, появилось значительно больше сил - стало намного легче катать программу, чем даже в начале нынешнего сезона. В-третьих, научился бороться с волнением, хотя в этом плане Япония - не самое простое место для выступлений.

На вопрос, в чем именно он прибавил за минувший год сильнее всего, Ковтун ответил:

- Во всем. Я иногда вспоминаю свой первый взрослый сезон. В частности - тот чемпионат мира, который мне сейчас припоминают на каждом шагу. Ну да, мог, наверное, вообще на него не ездить. Но поехал - совсем зеленый. С наспех поставленной "взрослой" программой, которую я реально не мог докатать до конца - ползком добирался. Помню, смотрел на зрителей в ужасе и вообще не понимал, что происходит и что сам я там делаю.

- А сейчас мне не терпится поскорее начать работу над новыми постановками, для которых уже имеется и музыка, и идеи, - продолжил Ковтун. - У нас есть целый ряд соображений, как можно усложнить произвольную программу. Например, пока у меня в конце стоит тройной сальхов, вместо которого вполне можно поставить каскад из трех риттбергеров. И получить вместо четырех-пяти баллов все девять. А тройной сальхов прыгать заключительным прыжком вместо двойного акселя - это может принести еще порядка двух баллов. Вероятно, будем пробовать четверной флип - я могу его прыгать. Но для этого нужна "физика" - чтобы вообще не думать о том, что на программу может не хватить сил...

Четвертое место российского спортсмена подтвердило и то, что стратегия подготовки Ковтуна к олимпийскому сезону с главной ставкой на запредельную сложность программ полностью оправдала себя. Все три призера чемпионата выполняли в произвольной программе больше одного четверного прыжка. Фернандес - аж три, причем один из них во второй половине программы. Другими словами, чтобы рассчитывать в этой компании на равную борьбу, нужно было начинать именно с прыжков. А уже потом беспокоиться обо всем остальном. И продолжать набирать ход, что пока у Ковтуна получается.

Этажом выше - на пьедестале - были свои радости и скорби: Мачида, уверенно и очень красиво выигравший в Саитаме короткую программу, проиграл в борьбе за золото всего 0,33. Такой разрыв всегда обиден, но положа руку на сердце все получилось по-справедливости: программа Тацуки изобиловала мелкой "грязью" - недотянутыми или оборванными выездами, жестким катанием и прочими довольно многочисленными помарками. Разница в классе двух японских фигуристов была полностью отражена в оценках за произвольное катание - там Мачида проиграл Ханю почти семь с половиной баллов. Ну а иллюзия некоторого равенства сил возникла лишь потому, что в короткой программе Ханю свалился с четверного прыжка, к тому же сильно его недокрутив.

Послеолимпийский чемпионат в каком-то смысле завершил не только сезон, но и смену поколений на мужском поле. Последний из "могикан" - Томаш Вернер, вселивший было надежду в сердцах своих поклонников прекрасно исполненной короткой программой, сделал "бабочку" вместо второго четверного прыжка, вторую - вместо тройного акселя, третью - вместо риттбергера и закончил свою любительско-спортивную биографию сорванным лутцем и 15-м результатом в произвольном прокате. Вздохнул в микст-зоне: "Вы же знаете, как я умею - то очень хорошо, то очень плохо. В чем причина? Коньки не те, ноги не те, не тот я сам. Поэтому и ухожу".

Чемпионат мира. Мужчины

1. Ханю (Япония) - 282,59. 2. Мачида (Япония) - 282,26. 3. Фернандес (Испания) - 275,93. 4. КОВТУН - 247,37.