Газета Спорт-Экспресс № 20 (6379) от 31 января 2014 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 3
ШАХМАТЫ
Завтра в Российской шахматной федерации должны произойти серьезные кадровые изменения. Покидают свои посты председатель Наблюдательного совета Аркадий Дворкович и председатель Правления Илья Левитов, в течение четырех лет руководившие отечественными шахматами. За несколько дней до официального ухода из РШФ Левитов дал интервью "СЭ".
Илья ЛЕВИТОВ: "ЗА ЧЕТЫРЕ ГОДА ПРОДЕЛАНА ОГРОМНАЯ РАБОТА"
- В чем причины перемен?
- У председателя Наблюдательного совета Аркадия Дворковича истекает срок полномочий. Учитывая загруженность в Правительстве РФ, он решил не просить съезд сохранить за ним пост руководителя РШФ. Мои полномочия заканчивались в октябре. Но раз Аркадий Владимирович принял решение уйти уже сейчас, мне показалось логичным, чтобы руководство федерации сменилось полностью. Тогда новому председателю Наблюдательного совета будет проще выстраивать свою систему работы.
- Кто и почему приходит на ваше место?
- Надеюсь, Наблюдательный совет утвердит кандидатуру Марка Глуховского, главного редактора журнала "64 - Шахматное обозрение". Марк - прекрасный журналист, досконально знает шахматный мир, дружит со многими ведущими гроссмейстерами. Мы много общались в последнее время, и я уверен, что он быстро вникнет в процесс и будет на своем месте.
- За четыре года невооруженным глазом заметен прогресс в российских шахматах. Такого количества проводимых в стране турниров не было никогда. Чувствуете удовлетворение?
- Уже как-то говорил, что всегда недоволен своей работой. Я прожил очень интересные годы в шахматной федерации. Мне и моей команде обеспечили комфортный режим работы, и нам удалось реализовать многое. В целом, секрет успеха в том, что, если любить свое дело, иметь стабильное финансирование и не воровать, всегда можно сделать массу полезного.
- РШФ поддержала начинание "Шахматы в музеях". После матча на первенство мира в Третьяковской галерее, Мемориала Алехина в Лувре и Русском музее, суперфинала чемпионата страны в усадьбе Рукавишниковых - подобный формат приобрел популярность во всем мире. Первыми вашему примеру последовали организаторы супертурнира в Вейк-ан-Зее.
- Одной из важнейших задач, которую перед нами ставило руководство, было проведение ярких соревнований с большим вниманием СМИ. Ведь шахматы очень долго ютились где-то далеко от общественной жизни. Начинание Андрея Филатова "Шахматы в музеях" позволило нам выйти из некоего кокона, люди снова стали говорить о шахматах, появилась даже какая-то мода на этот вид спорта. Потом нас поддержал "Фонд Елены и Геннадия Тимченко", и мы стали проводить российские соревнования в музеях. Надеюсь, что с приходом Филатова в РШФ это направление будет только усиливаться.
- Не могу не спросить о спортивных успехах. Женская сборная России выиграла подряд две олимпиады. Мужчины взяли там же два серебра. Расскажите именно об этих турнирах. В чем причина успеха девушек, и чего не хватило мужчинам?
- Если честно, не знаю. Карма такая (смеется). Командные соревнования - очень сложная штука, логики мало, зато эмоций хоть отбавляй. Наша задача заключалась в том, чтобы сделать выступления за сборную престижными и создать тренерские штабы и систему подготовки к соревнованиям. Эта работа была проделана, и она должна дать свой результат.
- Особняком стоит недавняя победа мужской сборной на чемпионате мира. Этот турнир команда вытащила на зубах после кошмарного старта…
- В ходе соревнований у нас наконец-то сформировалась Команда, я это очень четко увидел. Тут большая заслуга тренера Юрия Дохояна, которого мы волевым решением перевели из женской сборной в мужскую. Несмотря на то, что в Турции наши начали с ничьей и поражения, потом они сумели достичь стопроцентного результата в восьми турах подряд и заняли чистое первое место. Особенно принципиален был предпоследний матч с командой Украины. И очень радостно, что на третьей доске успеха сумел добиться Ян Непомнящий, который и на следующий день выиграл важную партию в матче против египтян.
- При вас появился новый термин "жеребьевка Левитова". Вы придумали самый интересный формат - вместо того чтобы перед крупными турнирами просто тащить бумажки, разыгрывать номера в блице. Многие сначала осудили это начинание, но теперь то же самое делает почти весь мир. Горды своим изобретением?
- Хорошо, что не появилась "защита Левитова" (смеется). Мне мой коллега Евгений Бареев говорил, что шахматный мир запомнит меня именно по этой "новинке". Мы все время заставляли себя придумывать что-то новое, пытались как-то оживить пейзаж. Иногда удачно, иногда нет. Но это было очень интересно. Конечно, приятно, что сейчас многие крупные турниры начинаются со зрелищного блица.
- Вы самый молодой в истории глава федерации, возглавили РШФ в 31 год. Хватало опыта? Насколько трудным был ваш путь?
- Сейчас кажется, что не очень. Но на самом деле мы пришли на "нулевой цикл". Разруха в федерации, долги, не было спонсоров, постоянные конфликты. В данный момент это кажется далеким прошлым, а ведь прошло чуть более трех лет.
- До работы в федерации вы дружили со многими гроссмейстерами. В соавторстве с Бареевым написали замечательную книжку "Записки секунданта". За время президентства завязали массу новых знакомств. Не жаль теперь все это оставлять?
- Конечно, жаль! Но это закономерный шаг. Я не очень представлял себе, что должен делать дальше, какие еще шаги надо предпринять для развития российских шахмат, чтобы стабильность не превратилась в стагнацию. Поэтому и просил Аркадия Владимировича не продлевать мои полномочия.
- Что бы вы пожелали новому руководству?
- Хочу отметить, что впервые за долгое время власть в РШФ меняется абсолютно мирно. К управлению шахматами приходит Андрей Филатов, который очень многого добился в бизнесе и который прекрасно знает шахматный мир и гроссмейстеров. Я уверен, что он сохранит все то, чего достигли мы, и привнесет что-то новое. Думаю, главная проблема шахмат - отсутствие инфраструктуры. Людям элементарно негде играть. Есть много других задач, но эта - основная. Желаю федерации удачи, а сборной, где играют мои друзья, победы в августе на Олимпиаде в Норвегии. Россия слишком давно этого ждет.
Дмитрий СОМОВ