Газета Спорт-Экспресс № 9 (6368) от 18 января 2014 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2
ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ
ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ
Главным разочарованием первого финала турнира стало серебро, завоеванное российскими танцорами Еленой Ильиных и Никитой Кацалаповым. Хотя к случившемуся гораздо больше подходит иная формулировка: Ильиных и Кацалапов проиграли чемпионат Европы. Проиграли, имея гораздо больше оснований для того, чтобы победить, нежели любой другой дуэт.
ПОРАЖЕНИЕ, КОТОРОГО БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО
Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ |
из Будапешта |
В том, что Лена упала при исполнении твиззлов в самом конце программы, не было ровным счетом ничего криминального. От падений в танцах не застрахован никто. Олимпийский чемпион Ванкувера канадец Скотт Моир вообще как-то назвал твиззлы четверным прыжком танцев на льду, подразумевая, что этот элемент так или иначе завязывает на себе всю программу. Сделал - молодец. Не сделал - будь готов к тому, что тебя обойдут даже те, кого ты в глубине души не считал за соперников.
Ильиных и Кацалапову в некотором роде еще и повезло: несмотря на то, что Никиту довольно сильно шатало в твиззловой связке, и падение, фигуристам был выставлен за этот элемент третий уровень сложности. С таким же успехом этот уровень мог оказаться вторым, и тогда результат россиян был бы еще на балл ниже.
Комментируя произвольный прокат, известный в прошлом танцор Ростислав Синицын сказал, что, на его взгляд, Ильиных и Кацалапов должны были обходить итальянцев Анну Каппеллини и Луку Ланотте даже с падением. Примерно то же самое до проката говорил двукратный олимпийский чемпион Евгений Платов, отметив, что, по его мнению, произвольная программа российской пары в полтора-два раза сложнее, чем у итальянцев. И что они должны безо всякого труда отыграть в финале все то, что проиграли в коротком танце.
В общем, ничто не предвещало, как говорится.
Почему же случилось поражение?
Первый звоночек, как мне кажется, прозвенел на этапе "Гран-при" в Японии. Ильиных и Кацалапов остались там четвертыми как в короткой, так и в произвольной программах. Выступление было расценено как несчастный случай - мол, откровенно не повезло с бригадой технических специалистов. Сами спортсмены, как и их тренер, говорили в интервью, что довольны прокатом. Но на самом деле примерно тогда же к подготовке россиян были в экстренном порядке привлечены дополнительные силы в виде мастеров по паркетным танцам. Последних помог найти Николай Доморацкий - директор новогорской спортивной базы. Услышав в самолете по пути в Москву, что Лена с Никитой никак не могут понять, как именно должна работать в квикстепе верхняя часть тела, он прямо из аэропорта позвонил знакомым танцорам и попросил совета. В общем, когда Ильиных и Кацалапов добрались из Шереметьево до базы, их там уже ждали новые педагоги.
На то, что дуэт, претендующий на место первого в стране и как минимум третьего - на Играх в Сочи, катается недостаточно чисто, обращали внимание многие. Сетовали, что тренер пары Николай Морозов замыкает всю подготовку своих танцоров на себе, хотя очевидно, что его внимания, а возможно, и знаний, просто не хватает, чтобы держать под контролем все мелочи, ежедневно заниматься чисткой программ, доведением до абсолютного блеска не только работы ног, но и ритмического совершенства, поддержек, осанки. Великим достижением было уже то, что к олимпийской подготовке Лены и Никиты был привлечен выдающийся тренер по специальной физической подготовке Леонид Райцин. То, что фигуристы наконец-то стали на хорошей скорости выкатывать свои программы от начала и до конца, было целиком и полностью его заслугой.
Отсутствие чистоты, собственно, с лихвой компенсировалось именно скоростью. Но этим Лена и Никита сами невольно создавали себе западню: высокая скорость в фигурном катании резко обостряет вероятность ошибки. И если техническая сторона катания несовершенна, ошибка, скорее всего, случится в самый неподходящий момент. Именно в этом заключается смысл выкатывания - доведения каких-то частей программы до идеального технически и при этом автоматического исполнения. Оно дает спортсмену возможность периодически отдыхать по ходу выступления, максимально концентрируясь лишь на самых проблемных местах. А вот с автоматизмом у Ильиных и Кацалапова к январю так и не сложилось. Они действительно очень старались держать под контролем каждый свой шаг и выдержали это напряжение почти до самого конца. А потом Никиту болтануло на твиззлах, а Лена упала.
В этой произвольной программе, которая имела в основе очень выигрышный замысел, было много к чему придраться. Просто не хочется делать это сейчас, когда так сильна боль от поражения. И оттого, что прекрасная пара, которую до сих пор не без оснований называют самым красивым дуэтом мира и которую три года назад всерьез рассматривали как единственно возможных соперников олимпийским чемпионам и действующим чемпионам мира на Играх в Сочи, подошла к этим Играм в довольно неубедительном виде.
Чемпионат Европы. Танцы. 1. Каппеллини/Ланотте (Италия) - 171,61. 2. ИЛЬИНЫХ/КАЦАЛАПОВ - 170,51. 3. Кумс/Бакланд (Великобритания) - 158,69. 4. СИНИЦИНА/ЖИГАНШИН - 153,73. 5. РЯЗАНОВА/ТКАЧЕНКО - 150,44. 6. Злобина/Ситников (Азербайджан) - 147,78.