Газета Спорт-Экспресс № 290 (6354) от 23 декабря 2013 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3
ЕСТЬ ТЕМА
21 ШАГ ДО СОЧИ
О событиях в Скво-Вэлли вспоминают нападающий нашей хоккейной сборной и первая советская фигуристка, попавшая на Олимпиаду.
Станислав ПЕТУХОВ: "...И ТОГДА СОЛОГУБОВ ПОШЕЛ К АМЕРИКАНЦАМ"
- По сравнению с той командой, которая добыла олимпийское золото в Кортина-д'Ампеццо, наша сборная сильно обновилась, - рассказывает 76-летний Станислав Петухов. - Возглавил ее Анатолий Владимирович Тарасов, а помогал ему Владимир Кузьмич Егоров, старший тренер "Крыльев Советов" - клуба, ставшего в 1959 году чемпионом страны. Поэтому в олимпийский состав была включена солидная группа игроков из "Крылышек": звено Бычков - Гребенников - Цицинов, нападающие Грошев и Пряжников, защитники Кучевский и Карпов, вратарь Ёркин. В Скво-Вэлли дебютировал Алик Альметов, которому тогда было всего 19 лет. Из "Динамо" на Олимпиаду взяли только одного меня. Выходил я в тройке с Витей Якушевым и Грошевым.
- Почему в Скво-Вэлли не взяли Ивана Грозного - знаменитого защитника из ЦСКА Ивана Трегубова?
- Я так до конца и не понял. Кто-то говорил, что у него была травма. Другие рассказывали, что он нарушил режим и Тарасов его наказал. Кстати, с серьезной травмой локтя играл наш лучший вратарь Коля Пучков. Он левша, ловушку надевал на правую руку, а клюшку держал в больной левой, которой подчас двинуть не мог.
- Поэтому и пропустил в пяти матчах 19 шайб и был объявлен Тарасовым главным виновником поражения?
- Коле нужна была операция, но сборную без Пучкова нельзя было себе представить. Его дублер Ёркин хоть и отличался габаритами, но в классе сильно ему уступал.
- Вы проиграли канадцам - 5:8 и американцам - 2:3. Почему заокеанские команды оказались не по зубам сборной СССР?
- Канадцы и впрямь прислали сильную сборную. Именно сборную, а не команду, обладательницу Кубка Алана среди любителей. Чтобы их победить, нам не хватило опыта. А вот с американцами мы до Олимпиады разбирались легко. Они нас приглашали в Колорадо-Спрингс на Мемориал Брауна - был такой новогодний турнир. Надо сказать, у нас с ними установились теплые отношения, дружба. Особенно американцы уважали Николая Михайловича Сологубова, капитана сборной. Он - фронтовик, поэтому мы в шутку величали его Полковником.
Как-то организаторы Мемориала Брауна пригласили нас на базу ВВС под Денвером. А это засекреченный объект. Видно, в Скво-Вэлли мы в матче с хозяевами расслабились. Да и я хорош, такой моментище загубил. До сих пор снится, как шайба отскакивает от лицевого борта мне на клюшку, я бросаю по пустым воротам, а их шпала-вратарь успевает положить щиток и закрыть, казалось, пустой угол.
- Перед последним игровым днем у сборной СССР не осталось шансов на золото, но серебро она могла взять, если бы победила в заключительном матче турнира канадцев…
- А мы ведь вообще могли остаться без олимпийских медалей. Хотя имели в кармане золото чемпионов Европы. Утром встречались американцы с чехами. На первом этапе хозяева легко победили, а тут после двух периодов уступали 3:4 и еле передвигали ноги. И тогда в перерыве наш Полковник пошел в американскую раздевалку. Он жестами показал их тренерам, что игрокам надо подышать кислородом, в раздевалке наготове были баллоны. Скво-Вэлли ведь находится в горах Сьерра-Невады на высоте около 2000 метров над уровнем моря. И в третьем периоде разорвали соперников - 6:0! Вечером мы проиграли канадцам, но бронзу сохранили. Благодаря совету Сологубова. Когда об этом узнали чехи, разгорелся скандал. Едва не дошло до ноты протеста на уровне посольств - мол, как же можно было так поступать с союзниками по соцлагерю?! Конфликт улаживал глава спорткомитета Николай Николаевич Романов. После тех событий Тарасов стал врагом Чехословакии.
- Чем еще запомнился Скво-Вэлли?
- Оригинальным ледовым дворцом. Он был закрыт с трех сторон. А с четвертой, где соорудили временную передвижную трибуну, припекало солнце. Да так, что подтапливало лед. Тогда организаторы приняли оригинальное решение - соорудить экран из… канатов, которые висят в школьных спортзалах. На параде открытия солнечная погода, как назло, испортилась, повалил мокрый снег с дождем. Нам выдали мышиные плащи и такого же цвета длиннополые шляпы. Мы должны были перед ложей президента США снять шляпы и приложить их к сердцу, но они так намокли и набухли, что от этой затеи пришлось отказаться.
- Разбор полетов после олимпийской бронзы не заставил себя ждать?
- Да. Наше выступление признали провалом. Тарасова сняли. Снова назначили Аркадия Ивановича Чернышева. Но и его команда на следующем чемпионате мира осталась только с бронзой. И только потом решили объединить в сборной "плюс" и "минус" - Тарасова и его антогониста Чернышева. Решение простое и вместе с тем гениальное. С 1963 года началась победная эра нашего хоккея. Родилась "красная машина".
Владислав ДОМРАЧЕВ