Газета Спорт-Экспресс № 282 (6346) от 13 декабря 2013 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 3
ФУТБОЛ
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. Групповой турнир. 6-й тур
ХЕППИ-ЭНД
ТЕАТР РЕЖИССЕРА КЛОППА
Главный дортмундский режиссер Юрген Клопп слывет в Европе мастаком на футбольные постановки. Его конек - драмы с хеппи-эндом. Можно вспомнить прошлогодние представления с "Малагой" и "Реалом", а теперь труппа "Боруссии" в том же жанре выступила и в Марселе.
Поначалу, конечно, были одни неприятности. В стартовом составе - лишь пятеро из тех, кто в мае играл на "Уэмбли" в финале Лиги чемпионов. Травмы выкосили абсолютно всю оборону: защитников Хуммельса, Суботича, Шмельцера, Пищека (в концовке вышел, но после операции далек от лучших кондиций), опорных хавбеков С. Бендера и Гюндогана. Более того, не совсем здоровыми вышли на поле "Велодрома" Нури Шахин, Кель и Ройс. Приобретенный же недавно в пожарном порядке 34-летний защитник Фридрих вообще на Лигу чемпионов не заявлен.
В чрезвычайной ситуации волей-неволей приходится искать новые режиссерские ходы и выпускать на сцену молодую поросль. Например, 18-летнего центрального защитника Зарра - немец с сенегальскими корнями раньше выступал лишь за молодежную команду в третьей лиге. Шмельцера же в последних матчах подменяет 21-летний Дурм. И оба не дрогнули - Дурм так вообще выдал голевой пас на Левандовски.
Впрочем, дортмундская радость поначалу была мимолетной. Косяком пошли дурацкие, явно не срежиссированные обстоятельства: пропущенный из офсайда гол (виноват и Вайденфеллер - ошибся на выходе), куча неиспользованных во втором тайме убойных шансов (удар Ройса, к примеру, пришелся в штангу, а Левандовски не попал по пустым воротам). К тому же, хорватский судья Страхонья, который за две желтые карточки отправил отдыхать марсельца Пайета, не решился наказать одиннадцатиметровым голкипера хозяев Манданду, который хоккейным силовым приемом снес Левандовски.
А сюжет закручивался все острее: "Наполи" повел в матче с "Арсеналом", что означало - если "Боруссия" не забьет победный мяч, куковать ей по весне в Лиге Европы. К слову, в этом турнире желто-черные в среду, можно сказать, пробыли 14 минут: с 73-й, когда хозяева забили в Неаполе до счастливой 87-й. Тут-то и взял слово режиссер Клопп, очень точно выпустив на сцену Пищека и Шибера. Первый занял место справа в обороне, благодаря чему Гросскройц сместился в центр полузащиты. Второй же работал локтями в толчее марсельской штрафной - в этом компоненте Шибер намного сильнее спринтера Обамеянга, которого Клопп неожиданно для многих оставил в запасе. Но главный дортмундский постановщик свое дело знал. После прорыва слева Мхитаряна именно Шибер выдал голевой пас Гросскройцу.
В том, что последний стал главным героем, конечно, есть сценарная логика: не очень пластичный, но жутко волевой и самоотверженный универсал - душа "Боруссии". Не случайно же именно Гросскройцу принадлежит один из самых популярных дортмундских афоризмов: "Ненавижу "Шальке", как чуму!" Этого игрока в команде обожают, а после того, как Гросскройц обеспечил хеппи-энд в Марселе, партнеры чуть не зацеловали его насмерть. Потом был желто-черный занавес и цветы режиссеру Клоппу. Его труппа - лучшая в группе.
Ефим ШАИНСКИЙ