Газета Спорт-Экспресс № 249 (6313) от 5 ноября 2013 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

6 ноября 2013

6 ноября 2013 | Теннис

ТЕННИС

КУБОК ФЕДЕРАЦИИ. Финал. ИТАЛИЯ - РОССИЯ - 4-0

Неудача женской российской сборной в финале Fed Cup против команды Италии - повод порассуждать о проблемах, с которыми сталкивается в последнее время Федерация тенниса России, и о реальной значимости женского командного чемпионата мира, которому в этом году исполнилось 50 лет .

МЕСТЕЧКОВОЕ ПОРАЖЕНИЕ

Евгений ФЕДЯКОВ

ПОЧЕМУ ПОРАЖЕНИЕ

Из Лондона, откуда я наблюдал за решающими моментами финала в Кальяри, они наверняка выглядели немного иначе, чем из Москвы. Речь не столько о спортивной составляющей матча, сколько о политической.

С нашими самыми прекрасными в мире девушками на самом деле все очень просто. Прижизненные памятники Александре Пановой, Алисе Клейбановой, Ирине Хромачевой и Маргарите Гаспарян, принявшим приглашение сыграть за команду в самый последний момент, ставить рано. Но сказать им большое человеческое спасибо стоит наверняка. При этом надо отметить, что для трех молодых теннисисток участие в подобном матче было далеко не бесполезным. Финал неофициального командного чемпионата мира наверняка оказался памятным событием их теннисных биографий и позволил приобрести тот самый неоценимый опыт, который, будем надеяться, поможет им добиться серьезного прогресса уже в следующем сезоне.

Не следует, впрочем, и бранить почем зря четверку "отказниц" - Марию Кириленко, Екатерину Макарову, Елену Веснину и Анастасию Павлюченкову, в Италию не поехавших. Во-первых, Кириленко и Макарова по причине травм наверняка не помогли бы сборной в одиночном разряде. А во-вторых, применять к теннису шаблоны из других видов спорта - дилетантский подход.

Заоблачные доходы теннисных профессионалов (разумеется, если речь не идет о настоящих суперзвездах) - уже давно не более чем миф. А Федерация тенниса России не настолько богата, чтобы иметь возможность систематически помогать своим ведущим игрокам - так, как, к примеру, помогают своим спортсменам национальные теннисные федерации Франции и той же Италии. Личные интересы, на которые в свободной стране имеет право любой ее гражданин, тоже никто не отменял. Безусловно, Веснина и Павлюченкова проявили в этом году определенную непоследовательность, когда изменили Кубку федерации перед самым главным его матчем - финалом, предпочтя сыграть на второстепенном итоговом состязании WTA Tour в Софии. Вот только имеем ли мы моральное право обвинять теннисисток во всех смертных грехах?

Выход из создавшейся ситуации может быть только один. ФТР должна иметь бюджет, позволяющий подписывать с игроками контракты на участие в командных соревнованиях. В противном случае теннисисты (иногда справедливо, а чаще - нет) в разговорах под диктофон и без него будут ссылаться то на слишком позднее формирование команды, то на недостаток общения с руководством федерации, то на личные антипатии или какие-то иные причины.

В целом же результат финала Кубка федерации-2013 надо признать закономерным. Да, сумей в субботу почти героическая Панова за счет везения и большего опыта использовать один из четырех матчболов в поединке с Робертой Винчи - и в воскресенье в Кальяри было бы пожарче. Однако не стоит забывать: даже если бы на Сардинию слетелись все абсолютно сильнейшие на данный момент россиянки, включая Марию Шарапову, с точки зрения рейтинга нашу команду все равно нельзя было считать однозначным фаворитом.

ПОЧЕМУ МЕСТЕЧКОВОЕ

Теперь попробуем ответить на другой вопрос: насколько значим на самом деле сам Кубок федерации?

После того как стало известно, какой состав выставляет на этот матч Россия, президент ITF Франческо Риччи-Битти выразил свое недоумение: мол, заявка, в которой первой ракеткой является теннисистка, стоящая за пределами первой сотни, принижает статус престижного турнира в год его 50-летия. При этом Риччи-Битти однозначно следует считать не врагом, а другом России. Его доброму знакомству с президентом ФТР Шамилем Тарпищевым немало лет, да и свой пост в 1999 году итальянец занял, мягко говоря, не без поддержки представителей стран бывшего СССР.

Стоит отметить, что российская сторона с самого начала резко противилась проведению финала в Кальяри - месте, которое весьма спорно подходит для этой цели с точки зрения регламента турнира. Рим или Милан, крупнейшие города с вместительными аренами - другое дело. Однако итальянская федерация, понимая, что для нее во всех отношениях выгоднее проводить матч на грунтовом корте под открытым небом, настаивала на своем.

Закулисная борьба в ITF продолжалась несколько недель, но в итоге итальянцы отстояли-таки свой сардинский проект. Тем самым ITF сама нанесла удар по престижу Кубка федерации. Наивно рассчитывать на существенный мировой резонанс от финала, проводящегося в далекой курортной провинции, даже если вы добились безупречной организации, полностью распродали на оба игровых дня по 5000 билетов и благородно продлили гостям из прохладной Москвы купальный сезон.

Итальянки - молодцы, выиграли почетный трофей уже в четвертый раз с 2006 года. Искусственно их победу никто принижает, однако так ли уж она на самом деле значима, если иметь в виду, что в Мировой группе в нынешнем сезоне выступали всего два игрока из первой мировой десятки - Сара Эррани и Петра Квитова? И почему так обстоит дело в те самые времена, когда WTA Tour, опираясь на своих суперзвезд, успешно осваивает сравнительно новые азиатские теннисные рынки, а Ассоциация теннисистов-профессионалов в эти дни вот уже пятый год подряд блестяще проводит свое главное состязание на 20-тысячной O2 Arena в Лондоне?

Причина - в сравнительно скромных возможностях Международной федерации тенниса, помноженных на весьма спорные политические шаги. Взять хотя бы прошлогоднее решение - сильнее, чем раньше, увязать допуск профессиональных теннисисток на Олимпиаду с выступлением в Кубке федерации. Оно вызвало категорическое неприятие как большинства ведущих игроков, так и руководства их профсоюза, которым, по сути, является WTA Tour. В итоге противостояние между двумя организациями вышло на новый уровень, и побеждают в этой войне пока представители WTA Tour. Как иначе оценить тот факт, что в следующем сезоне пошли на компромисс именно их оппоненты из ITF, решившие развести сроки турнира в Софии с финалом Кубка федерации. Игрокам уровня софийского состязания, кстати, такое решение подойдет, однако по большому счету оно не является выходом из положения. Чтобы Кубок федерации соответствовал своему формальному статусу и собирал всех сильнейших игроков, календарь WTA Tour необходимо кардинально перекраивать. Но на это, ввиду отсутствия в мировом теннисе единой воли, никто не пойдет.

А посему ни в следующем году, ни в 2016-м, ни даже в 2020-м нынешнее положение дел, видимо, существенно не изменится. И поражения сродни тому, которое потерпела наша сборная в Кальяри, несмотря на все усилия спортсменок, по большому счету увы, будут выглядеть местечковыми.

Кубок федерации. Финал. Италия - РОССИЯ - 4-0. Кальяри. Открытый корт. Грунт. 2 ноября. Винчи - Ал.ПАНОВА - 5:7, 7:5, 8:6. Эррани - ХРОМАЧЕВА - 6:1, 6:4. 3 ноября. Эррани - КЛЕЙБАНОВА - 6:1, 6:1. Кнапп/Пеннетта - ГАСПАРЯН/ХРОМАЧЕВА - 4:6, 6:2, 10:4.