Газета Спорт-Экспресс № 247 (6311) от 1 ноября 2013 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1

2 ноября 2013

2 ноября 2013 | Футбол

ФУТБОЛ

Как уже сообщал "СЭ", в среду болельщики "Спартака" во время кубковой игры с "Шинником" в Ярославле устроили погром, драку с ОМОНом и вывесили на трибуне флаг со свастикой. В связи с этим сегодня РФС собирает экстренное заседание КДК, на котором красно-белому клубу могут вынести наказание в виде одного матча на нейтральном поле и/или нескольких - без зрителей. Вполне вероятно, санкции начнут действовать уже в воскресенье - на встрече 15-го тура чемпионата с "Локомотивом".

ОСТАНОВИТЬ!

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

ОСЫ И "ДИХЛОФОС"

Футбол снова подкинул проблем. Полиция зачем-то помешала фанатам смотреть матч в Ярославле так, как им хочется. Фанаты зачем-то помешали полиции заниматься ее любимым делом: наводить порядок не до, а после того, как ситуация выйдет из-под контроля. Клубы зачем-то опять подставили под весло свое причинное место, еще не зажившее с прошлого раза.

А теперь все подряд ищут ответы на три любимых вопроса: "как накажут?", "кто виноват?" и "что делать?".

Два первых давайте отправим в мусор. Их статус риторический: наказания давно не ведут к исправлению, а виноватых столько, что, куда ни плюнь, точно в них попадешь. Остается вопрос номер три - самый актуальный и простого решения не имеющий.

Простые решения - это: провести бездну совещаний, ударить по клубам рублем, усилить меры, повысить контроль, подождать, пока само рассосется. Издать очередной закон - тоже химера. Поскольку законы в России вроде телевизора без внутренностей: с виду ничего, но показа не дождешься.

Значит, нужны решения сложные. И, пожалуй, резкие. Вопрос в том, кто их станет принимать.

Очевидно, что всю административную поляну придется делить на две части - футбольную и государственную. С самых низов до главы РФС включительно и от него до самого верха. Первая часть хочет что-то исправить, но не может. Вторая может, но не хочет. Словесные аллюзии с ленинским определением революционной ситуации, если они у вас возникли, можете считать случайными. А можете и не считать.

Футбольных рычагов в данном случае действительно мизер. Из того, что имело место в мировой практике, но еще не использовалось в России, есть смысл попробовать следующее:

а) разовое или регулярное закрытие фанатских секторов по методике УЕФА, что и предложил на вчерашнем экстренном совещании президент РФС Николай Толстых;

б) временный или постоянный запрет на гостевое боление, как в Греции;

в) недопуск на матчи повышенной опасности зрителей мужского пола старше 14 лет, как в Турции.

На первый взгляд все это кажется легким бредом. Но лишь на первый. Если на крыльце вашего дома завелось осиное гнездо, вы не устраиваете осам фейс-контроль, не заставляете их сдавать жало при влете в комнату и не перепоручаете заботу о покусанной семье равнодушным сотрудникам СЭС. Вы берете в руки "дихлофос" и выкидываете гнездо на помойку.

Мера жесткая, радикальная. Не учитывающая к тому же отличие ос от зрителей. От первых вам никакого проку, вторые - атрибут футбола, кормильцы клубов и т.д. Правильно ли их "дихлофосом"? Все же не насекомые - люди.

Ну а что еще футболу делать, если разобраться? Как обезопасить себя от скандалов и от таких кормильцев, которые дохода приносят на рубль, а ущерба на сто? Где взять полномочия для иной запретительной работы, если все они - в руках власти, а власть ни мычит ни телится?

КОЗА И КОЛ

Исполнительная импотенция государства превратилась в кол, к которому привязана коза, причем не только футбольная. Оно, государство, хочет контролировать все, но мало что контролирует. Законодатели услужливо плодят новые законы, а коза, сожравшая в периметре всю траву, ходит по вытоптанному кругу. Поживы полно, да не пускает веревка. На словах коза сыта, на деле некормлена и недоена.

Примеры не просто на поверхности - они давно набили оскомину. На ярославских трибунах мы видели массу запрещенных к проносу предметов. Через чью зону ответственности все это было пронесено? Имелась ли привязка каждого из секторов к конкретному сержанту Пупкину? Если да, много ли разжалованных и допрошенных? А если нет, в чем смысл досмотра?

Понятны, конечно, трудности и той стороны. Высокие полицейские чины не раз вещали: для качественного досмотра нужны чуть ли не сутки. Обыщем всех под ноль с гарантией, но небыстро. Что порождает естественный вопрос: на кой черт, извиняюсь, нужен контроль, не обеспечивающий контроля? Вы согласитесь на ремонт машины, если она не будет отремонтирована?

Вывод прост: полиция не может ни отказаться от обеспечения порядка на футболе, ни обеспечить этот самый порядок. Правовое бессилие в кристально чистом виде.

Та же ерунда с водометами. Любой из тех, кто не нарушал в среду закон, имеет право подать в суд за принудительные водные процедуры в конце октября. Но по понятным причинам не имеет ни единого шанса этот суд выиграть. Зачем тогда полиции менять привычный алгоритм действий? Два часа позора - и назад в нору. Всех фанатов не переловишь, а бездействие, как и произвол, ненаказуемы. Сплошное удобство! Служба, не видная ни на первый, ни на второй взгляд.

Как футбольная власть может бороться или сотрудничать в этом вопросе с властью обычной? Никак. Силовики превратились во флюгер, показывающий не правильное, а нужное направление ветра. Их истинные обязанности не соответствуют законодательно закрепленным. И отношение к "бытовухе" аналогичное: по остаточному принципу.

Принцип "мели, Емеля, твоя неделя" в последние годы вообще на коне. Чаяния снизу, газетные "Письма президенту", крики блогосферы не мешают и не помогают верхам работать. Они игнорируются. Бывают редкие исключения вроде визита в редакцию "СЭ" казанских следователей по итогам вывешивания в Казани фашистского баннера четыре года назад. То расследование ничем не закончилось, но оно по крайней мере велось. Все остальное - глухая стекловата.

Хотя полицейские тузы бывали на десятках зарубежных семинаров. Скрупулезно записывали, сам видел: футбол - особая среда, которую не вычистить без списочной базы хулиганов, их идентификации и контроля, действенного запрета на любые действия, попадающие под определение хулиганства и нарушения общественного порядка. Это же дикая дичь: для пикета из двух человек с плакатом требуется особое разрешение, а для толпы с нацистскими флагами и файерами - всего лишь копеечные билеты.

96 трупов на "Хиллсборо" в 1989-м, инициативы Маргарет Тэтчер, доклад лорда Тейлора, запрет смотреть матчи стоя, тотальный контроль за отлученными от футбола, - обо всем этом наша полиция отлично осведомлена. Но номер футбола в российской действительности - восемнадцатый. Пока народ не передавит друг друга или сверху не последует грозная команда, удобнее отделаться полумерами.

Окончание и другие материалы - стр. 2 - 3