Газета Спорт-Экспресс № 244 (6308) от 29 октября 2013 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ОЛИМПИЗМ
4 июля 2007 года Сочи стали столицей Олимпийских зимних игр-2014. Позади - 2309 дней тренировок, строительства, назначений, отставок и финансовых вливаний, которых история спорта прежде не знала. Впереди - 100 дней нервного предстартового ожидания. А потом - 17 дней спортивного праздника.
ГОТОВНОСТЬ № 100
Сергей БУТОВ
ПОКОЛЕНИЕ
Не успеваем фиксировать круглые даты: триста дней до начала Олимпиады в Сочи, двести… Теперь вот сто осталось. Жизнь летит вперед, чужие дети быстро растут, а домашние Игры стремительно - и неотвратимо - приближаются.
Что нам известно о них сегодня, когда праздник уже на носу? Большинство знает только то, что они состоятся. Наверное, и это уже немало, принимая во внимание объективные трудности, с которыми пришлось столкнуться государству с того самого момента, как в 2005 году оно решило, что в нашей просторной стране, лежащей в самых разнообразных климатических поясах - от умеренного до арктического - зимнюю Олимпиаду лучше всего будет провести в Сочи ("Мы твой позорный недуг в подвиг превратим", - сказал бы по этому поводу энергичный, но мудрый полковник из "ДМБ").
Что получится из этой Олимпиады? Чем она запомнится? Какой вклад внесет в историю страны? Ответы на эти вопросы нам только предстоит узнать. Пока же можно пафосно констатировать, что на этих Играх выросло целое поколение. Восемь лет, прошедших с момента заявки до сегодняшнего дня, - действительно немалый срок. И это поколение - то, что подросло, пока мы ждали Олимпиаду, - сейчас, конечно же, в растерянности. С одной стороны, разумом оно понимает, что Игры - это хорошо. С другой, ушами слышит да глазами видит, что…
Было бы слишком примитивно поделить россиян на тех, кто хочет Олимпиаду, и тех, кто ее не хочет. Да и несправедливо все-таки: вторых значительно меньше, чем первых. Только вторых - такой вот поворот - лучше слышно. А потому куда честнее будет сказать, что сочинские Игры вызывают в России смешанные чувства. И это состояние сейчас, за 100 дней до их начала, важно зафиксировать как некий исторический документ.
ШКОЛЬНИКИ
Один из парадоксов олимпизма заключается в том, что, несмотря на скандалы, сопровождающие каждую новую Олимпиаду, сама идея не только живет, но и процветает. Вот и Игры-2014 будет смотреть рекордно большое число людей во всем мире. У любого афинянина, туринца, пекинца или лондонца в загашнике обязательно найдется парочка отвратительных историй, порочащих идеалы олимпизма. Сочинцы не будут в этом списке исключением. В городе, где на референдуме 1994 года "да" Олимпиаде сказали 74 процента жителей, сейчас без всякого труда можно разыскать тысячи обиженных либо тех, кто не подозревал, что Олимпиада ворвется в их жизнь грохотом КАМАЗов, которые разгружаются под окнами.
Писать обо всем том, что стало неприглядной частью будущих Игр, - многомиллиардных тратах, превысивших разумные пределы, и воровстве, масштабы которого значительно превышали верхушку айсберга, что торчала над поверхностью, - все равно что переполнять бездонную бочку. В глазах простого обывателя Олимпиада упала России снегом на голову, после чего начались бюджетные вливания, затем стали приезжать какие-то комиссии, на чем-то настаивать, к чему-то призывать. Потом снова траты, первые уголовные дела о коррупции, загрустившие частные инвесторы, которые в начале олимпийской одиссеи бодро подсчитывали будущие дивиденды, а затем все это разом стихло, и показалось даже, что и вовсе не было никаких дивидендов, а была самая обыкновенная барщина…
А на другом полюсе - искренняя, неподдельная радость россиян, за считаные часы раскупивших билеты на соревнования. И бегущие параллельно с факелоносцами во время эстафеты олимпийского огня школьники. Я сам нес огонь в Костроме и видел таких вот школьников собственными глазами, и мне нет теперь никакой разницы, пригнали их учителя смотреть на эстафету или нет, о чем в последние секунды перед началом своих этапов шептались в автобусе мои костромские коллеги-факелоносцы.
Заставить выйти смотреть эстафету сопливых от многочасового стояния на тротуаре юнцов можно, вынудить их в восторге стартануть вслед огню - нельзя. Потому что если первое часто идет от страха, то второе - только от души. И я искренне надеюсь, что школьников этих в феврале будет не оторвать от экранов телевизоров. Потому что у них теперь есть чувство, которое в нашем обществе в остром дефиците. Чувство сопричастности.
Окончание - стр. 7