Газета Спорт-Экспресс № 199 (6263) от 6 сентября 2013 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
Глава Дирекции спортивных и зрелищных мероприятий Москвы в интервью "СЭ" подвел итоги чемпионата мира-2013 с точки зрения его организаторов.
Александр ПОЛИНСКИЙ: "МЫ ВПРАВЕ ГОРДИТЬСЯ ЭТИМ ЧЕМПИОНАТОМ"
- Примите поздравления с окончанием чемпионата мира и его успешным проведением.
- Соглашусь, что нас можно именно поздравить. На мой взгляд, чемпионат получился успешным. И с организационной точки зрения, и со спортивной. Наконец мы обыграли американцев в командном зачете. В том числе и с помощью зрителей. Взять хотя бы женскую эстафету 4х400 м: когда Антонина Кривошапка вышла на финишную прямую практически вровень с американкой, трибуны буквально ревели, гоня ее вперед. И по лицу Тони было видно: умру, но победу не отдам. У меня аж дрожь по телу пробежала. Я всегда очень сильно болею за наших. А эстафета 4х400 м - вообще драйвовая вещь. Молодцы, девочки! Собственно этой медалью мы американцев и обыграли. И мужская эстафета получилась очень интересной. Понятно, что у мужчин США были сильнее всех, но как наши зарубились с Ямайкой! Настрой тоже был сумасшедший.
- Самый запоминающийся момент чемпионата для вас - женская эстафета 4х400 м?
- Для меня, да. Еще, конечно, Исинбаева. Лена - молодец! Мы с ней хорошо знакомы, и она много говорила о том, как для нее важно выиграть домашний чемпионат мира. Когда она взяла эти 4,89, стало понятно, что это - чемпионский прыжок. Наверное, так и должно было быть. И если вы обратили внимание, то, начиная со вторника - то есть как раз с выступления Исинбаевой, стадион был полон. Да и другие наши победы нельзя не отметить. Таня Лысенко! Она такая стабильная, что, может, никто и не удивился ее золоту. Но она, без сомнения, молодец: человек выиграл два чемпионата мира и Олимпиаду. А Меньков! У нас давно не было таких прыгунов в длину.
- Вы много раз в красках описывали, как переживаете на футболе. Можете сравнить эмоции от легкой атлетики с футбольными?
- Я - футбольный человек и, конечно, болею сильно. Но по эмоциям, скажу я вам, легкая атлетика сравнима с футболом. Когда болел за нашу четверку, за Савинову, за Исинбаеву их было ой-ой-ой сколько.
- А разочарования были?
- Со спортивной точки зрения - нет. Конечно, мне очень хотелось, чтобы выиграла Маша Абакумова. Очень надеялся на Тарабина. Но как можно назвать это разочарованием? Все-таки и у него, и у нее есть бронзовые медали. Или как назвать разочарованием второе место Маши Савиновой? Ну не просчитала она эту кенийскую девушку. Никто ее в расчет не б рал. Мужская высота? Бондаренко в этом сезоне показывал очень высокие результаты. Я разговаривал с Сергеем Бубкой и знал, что Украина на Богдана рассчитывала. В душе мы понимали, что Ване Ухову будет тяжело, все-таки пост-олимпийский сезон. Расстроило скорее то, что за Уховым у нас, по сути, никого. У женщин ведь нашлась замена: не пошли прыжки у Ани Чичеровой, так чемпионкой стала Света Школина.
- Самый приятный момент, если не брать спортивные результаты?
- Мы ото всех получили высокую оценку этому чемпионату: и от ИААФ, и от министра спорта Виталия Мутко, и от мэра Москвы Сергея Собянина. Так что своей работой довольны.
Самый приятный момент? Генеральный секретарь ИААФ Габриэль Эссар на финишной стадии подготовки сказал нам: будем каждый день с утра собираться на директорат и смотреть, что и как. Но последний раз на такую встречу мы собрались в день старта чемпионата мира. Потом у ИААФ просто не было в этом необходимости. Значит, все действительно было хорошо. У чемпионата мира по легкой атлетике есть несколько китов, на которых все держится. И мы со всеми справились.
Например, важный момент: встреча в аэропорту. Быстрое размещение, питание. Транспорт. Все, что происходит на стадионе. Телевизионная картинка. Питание на стадионе для VIP -гостей. Поверьте, для любой международной федерации важно, как их кормят. И здесь мы точно выиграли и у Тэгу, и у Берлина. Бывший генсек ИААФ Пьер Вайс в Берлине водил меня и говорил: Александр, ты видишь, какой это объем работы? Я ему тогда пообещал, что мы сделаем лучше. И сейчас в Москве он со мной согласился. Очень большой популярностью пользовалась культурная программа и экскурсии. Ну и с погодой нам, конечно, повезло - тут боженька, видно, был за нас.
Еще одна вещь, которая порадовала - это работа волонтеров. Все, от спортсменов до руководства ИААФ, остались этим довольны. Ведь волонтеры работают не только на стадионе, но и в аэропортах, и в гостиницах. Кстати, горжусь тем, что у нас не только прибытие гостей, но и их отъезд прошел без накладок. Ведь, как правило, массовые заезд и отъезд - одни из самых сложных моментов на любых соревнованиях. Никаких нареканий не было и к работе транспорта. Один или два раза кто-то попал в пробочки, но для нашего города это не катастрофа.
- Вас обидели 7 баллов из 10, которые поставил чемпионату мира в Москве Усэйн Болт?
- Нет, не обидели. Я-то знаю, что на самом деле это полная "десятка" (улыбается). Насколько мне известно, он сказал про колодки и про питание. Но стартовые колодки - это не наша тема. Их привозит Seiko - компания-партнер ИААФ. Ну а питание, которое он назвал очень однообразным? В этой же гостинице жила, например, наша сборная. Я каждый день интересовался у спортсменов, даже приезжал в отель - и жалоб на питание не было вообще.
Еще была история с тем, что его якобы не встретили в аэропорту. Оказалось, что Болта должны были отдельно встретить представители его спонсора Puma , о чем мы даже не знали. Но они опоздали в аэропорт - и Болт поехал вместе со всей ямайской командой, которой мы, как и положено по регламенту, предоставили автобус. Никому из спортсменов не предписано предоставлять отдельный транспорт. Но по интернету, разумеется, тут же пошло гулять, что организаторы чемпионата мира не встретили Болта.
У меня есть свои мысли по поводу его оценки. На "Русской зиме"-2013 ко мне подходили люди, назвавшиеся представителями Болта, и просили 500 000 долларов за право его раскрутки на чемпионате мира в Москве. Сказали, что корейцы в Тэгу платили. Мы отказались. У ИААФ и так есть право использовать любого спортсмена в раскрутке чемпионата мира. Возможно, именно поэтому для Болта этот чемпионат, как он выразился, оказался не лучшим.
- Вам не показалось, что в Москве Болт вел себя чуть более сдержанно, чем обычно?
- Я не очень хорошо знаю, как он вел себя в других местах. Мне показалось, все было нормально. Возможно, он и был сдержан. Почему? Может быть, у него были какие-то навеянные прессой измышления насчет Москвы или России, куда он попал в первый раз. Может, что-то еще. Если говорить о том, что он достаточно спокойно отнесся к своим победам, так ведь соперников и конкуренции фактически не было. Все мы прекрасно знали, что если не случится чего-то экстраординарного - травмы, фальстарта или палочку в эстафете уронят - то свои три золота Болт получит. Весь мир это знал - и он сам тоже.
- До старта чемпионата мира много было разговоров о возможных проблемах с посещаемостью. Но в последние дни турнира организаторам пришлось даже снять часть драпировок на стадионе, чтобы обеспечить местами всех желающих. Это - приятный сюрприз?
- Да. Пожалуй, это можно назвать приятным сюрпризом. Поначалу ведь был шум, что стадион не заполняется. И руководство ИААФ, и наше руководство нервничали по этому поводу. Но по количеству заявок на дни, начиная с четверга, мы понимали, что придется снимать драпировки, и готовились.
Было огромное число желающих и очередь в Лужниках. Там стояло человек 500 - 600. Я сам туда ездил - посмотреть, сколько мест нужно, людей успокоить. Ведь мало снять драпировку: необходимо еще подготовить сиденья, ввести эти места в систему продажи. Процесс не такой долгий, но какое-то количество времени он все равно занимает.
Я в принципе с самого начала знал, что многие придут за билетами в последний момент. Плюс, конечно, помогло телевидение. Картинка была хорошая, и людям наверняка захотелось посмотреть все это вживую. В результате последние 4 дня у нас был полный стадион, причем последние два - полный уже со снятыми драпировками. В аншлаговые дни посещаемость перевалила за 40 тысяч. Считаю, для легкой атлетики в Москве это очень прилично. Что самое интересное, в целом у нас на трибуны пришло больше зрителей, чем в Тэгу и Берлине. Это, кстати, не наша информация - так посчитали в ИААФ.
- Сейчас много говорят о том, что Москва наконец снова распробовала легкую атлетику. Но после реконструкции "Лужников" проводить соревнования уровня "Бриллиантовой лиги" в столице будет негде.
- Говорить о "Бриллиантовой лиге" пока рано. Нужно думать и смотреть, что проводить дальше. И не факт, что это должна быть "Бриллиантовая лига". А так у нас есть прекрасное зимнее соревнование "Русская зима". Для лета есть Южное спортивное ядро Лужников, где мы постелили на дорожках и в секторах то же покрытие Mondo , что и на Большой спортивной арене. Есть спортивный городок. Есть турнир "Московский вызов", который мы думаем оставить. Есть, в конце концов, прекрасный легкоатлетический стадион в Жуковском. Почему бы там что-нибудь не проводить?
- Очень много вопросов на чемпионате мира вызвало отсутствие в продаже талисманов турнира - воробьев.
- Объясню, чтобы всем было понятно. У ИААФ есть эксклюзивный коммерческий партнер - японская компания, которой и принадлежат все права. Такой партнер есть у всех крупных международных федераций. Два года назад в Тэгу мы встречались с его представителями, и я предложил нам самим заняться сувенирной темой, поскольку им будет трудно разобраться в особенностях российского бизнеса. У нас были люди, готовые за это взяться. Но японцы сказали "нет". Предложили купить все у них. Однако продать продукцию по тем ценам, которые они выставили, было бы невозможно. Дальше - тишина. Так продолжалось полтора года. А незадолго до старта чемпионата - в апреле - они предложили нам заняться всем этим самим. Но было уже поздно. Ведь необходимо было проделать определенную работу: раскрутить бизнес, найти точки продаж, получить лицензии, все просчитать, заказать продукцию. Профессионалы говорят, что на это нужен минимум год. Причем каждую мелочь, каждый макет нужно было все равно согласовывать с той самой компанией-партнером. Одно только это занимает огромное количество времени! В результате на чемпионате не оказалось ничего, что люди могли бы купить на память. Нам тоже очень досадно. Воробей, на мой взгляд, получился очень симпатичным. Нельзя же всю жизнь делать талисманами одних медведей!
- И вы, и руководство Всероссийской федерации легкой атлетики не раз отмечали поддержку Москвы, без которой привезти сюда чемпионат и провести его было бы невозможно. Насколько большая нагрузка легла собственно на город?
- Начнем с того, что мы - городская организация, часть Департамента физической культуры и спорта города Москвы. Конечно, и мэр Сергей Собянин регулярно собирал совещания, и его заместитель по спорту Александр Горбенко. Очень сильно помогли наши коммунальщики под руководством Петра Бирюкова. Они проделали огромное количество работы и с ЖКХ, и с дополнительной электроэнергией. Департамент транспорта обеспечил нам бесплатный проезд гостей чемпионата на городском транспорте и предоставил право пользоваться выделенными полосами. Четко и ясно отработали все правоохранительные органы и МЧС, ведь ни одного нюанса с точки зрения безопасности не возникло. Так или иначе, в подготовку и проведение чемпионата было вовлечено огромное количество московских структур, и все проделали очень большой объем работы. Мэр лично следил за процессом, и мы постоянно чувствовали, что город всеми силами нам помогает. Можно сказать, что чемпионат мира во всех смыслах проводила Москва. Бюджет турнира состоял из трех частей: средства из городского бюджета, из федерального и внебюджетная составляющая, в нашем случае это выручка от продажи билетов. Большая часть - это, конечно, деньги города. Провести такое крупное мероприятие, как чемпионат мира, без помощи города и страны в принципе невозможно. Нам очень помогали и таможенники, и аэропорты. Всю эту работу трудно переоценить.
Екатерина КУЛИНИЧЕВА