Газета Спорт-Экспресс № 119 (6183) от 6 июня 2013 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1
БАСКЕТБОЛ
В Москве побывал один из лучших в мире тренеров по индивидуальной подготовке - человек, через руки которого прошли практически все суперзвезды НБА.
Гэнон БЭЙКЕР: "КОБИ И ЛЕБРОН - МОИ УЧЕНИКИ"
Целью визита 41-летнего американца стал тренировочный лагерь для молодых российских баскетболистов, который был организован РФБ в московской СДЮШОР №71 "Тимирязевская". Бэйкер пробыл в столице пять дней, а перед отъездом поделился впечатлениями с корреспондентом "СЭ".
- Уровень русских ребят сравним с тем, что я вижу в других странах, - сказал Бэйкер. - В фундаментальной подготовке - технике паса, механике броска, умении защищаться один на один - у многих есть пробелы. Но объяснять, что путь к успеху всегда лежит через упорный труд - независимо от твоего таланта, - никому было не нужно. Даже после нескольких дней тренировок некоторые игроки сумели добиться очевидного прогресса.
- Вы проводите семинары по всему миру для слушателей всех возрастов и категорий. Что назвали бы главной чертой хорошего тренера?
- На мой взгляд, тренерство - это в первую очередь способность найти связь с игроком, вдохновить его. Давно заметил: успех специалиста - с кем бы он ни работал, хоть с ребятней, хоть с профи из НБА, - зависит не столько от его теоретической подкованности, сколько от умения чувствовать игрока и доносить до него свои мысли в понятной форме.
- В России ваше имя мало кому о чем говорит. Расскажите, как вы пришли в баскетбол?
- Я полюбил эту игру благодаря отцу, когда был еще совсем маленьким. Ну а вторым человеком, благодаря которому я нашел свое призвание, был Кевин Истман, наставник моей университетской команды. Сейчас он ассистирует Доку Риверсу в "Бостон Селтикс". Именно Истман привил мне страсть к тренерскому делу. Он же затем пригласил меня в свою баскетбольную академию, где я успел "погонять" юного Кевина Дюранта - еще до того, как он попал в НБА. По сути, тот опыт и стал моим билетом в профессию.
Среди тех, кто повлиял на мое будущее, могу выделить и Тима Гровера - тренера по индивидуальной подготовке, с которым когда-то занимался Майкл Джордан. Знакомство с ним заменило мне тысячу учебников.
- С того момента, как вы основали собственную компанию, начав выпускать обучающие видео и проводить баскетбольные "лагеря", прошло 12 лет. Где черпаете новые идеи для упражнений и тренировочных методик?
- Источников хватает: многим делятся коллеги, какие-то моменты подмечаю во время матчей НБА, что-то является результатом размышлений по итогам уже проделанной работы. Иногда достаточно лишь немного видоизменить упражнения, чтобы добиться интересных результатов. Вообще заметил, что лучше всего мне думается в небе. Когда лечу в самолете, нередко рождаются новые задумки.
- Вы занимаетесь со многими игроками НБА. Чем отличаются тренировки звезд этой лиги от занятий "простых смертных"?
- Начну с того, что сам нахожусь в отменной форме и могу заставить хорошенько попотеть любую суперзвезду НБА. Конечно, это необязательное требование для тренера, но подобное "конкурентное преимущество" позволяет мне ставить перед игроками более сложные задачи. Мне несложно имитировать действия самого цепкого "персональщика", преследуя игроков по площадке, создавая контакт при бросках и всячески изматывая парней физически. К тому же я нередко прибегаю к специальному инвентарю: например, беру в руки щитки, которые, когда поднимаю их, превращают меня в помеху для броска - не хуже высокорослого центрового, вытянувшего вверх руки.
А еще я постоянно пытаюсь растормошить игроков разговорами. Например, когда работал с Коби Брайантом над броском, после серии из 17 трехочковых попаданий говорил ему, что Дюрант на моих тренировках забивал и по 20 подряд. Коби это заводило. Подобным образом стараюсь найти "переключатель" у каждого.
- Кто из игроков НБА первым обратился к вам с просьбой о личных тренировках?
- Теперь уже довольно трудно вспомнить. В моем послужном списке около 90 ребят из НБА. Самым первым, кажется, был Джеррид Бэйлесс, который сейчас выступает за "Мемфис". А потом было множество других, в том числе Леброн Джеймс, Коби Брайант, Амаре Стадемайр, Дерон Уильямс, Крис Пол.
- К тренировкам с лучшими баскетболистами современности - Коби Брайантом и Леброном Джеймсом - вы относитесь как-то по-особому?
- С одной стороны, это просто очередная тренировка. Как и в любом другом случае, мне надо добиться прогресса своего клиента, заставив его хорошенько потрудиться. С другой, не могу не восхищаться тем, с какой самоотдачей эти игроки подходят к процессу, насколько внимательно слушают указания и четко реагируют на критику. Таланта ребятам не занимать, но без долгих лет пахоты в тренировочном зале своего нынешнего уровня они никогда не достигли бы.
- Вы начали работать с Коби в 2006 году, и уже тогда его называли великим. Но прибавил ли он с тех пор?
- Само собой, Коби не молодеет. Его прыжок и взрывная скорость с каждым сезоном становятся все скромнее. Однако в свои 34 года он все еще один из лучших. С возрастом Брайант научился проходить к кольцу не за счет атлетизма, а за счет хитрости и чувства момента. Уверен, когда он оправится от разрыва ахилла, полученного в апреле, то моментально вернется в элиту.
- А что, с вашей точки зрения, отличает Леброна?
- Несгибаемая воля. Если решит, что ему нужно прибавить в каком-то аспекте игры, не сомневайтесь, расшибется в лепешку, но добьется своего. Несколько лет назад Леброна упрекали в том, что он мало играет спиной к кольцу, безобразно атакует со средней дистанции. В общем, чего только не говорили. Так вот Леброн всю эту критику использует для собственной мотивации. Уже много лет он посвящает все межсезонье индивидуальным тренировкам, и посмотрите на него сегодня - у него практически не осталось слабых мест!
- Есть ли какие-нибудь огрехи техники, свойственные большинству профи НБА?
- Злоупотребление мелкими тычками и толчками. Арбитры зачастую упускают их из вида, в силу чего баскетболисты начинают постоянно ими пользоваться. На моих занятиях происходит то же самое. Я не удивляюсь: проигрывать, пусть даже собственному тренеру, ненавидит любой игрок НБА. Как говорится, на войне все средства хороши.
- У вас в НБА столько знакомств! Неужели не поступало предложений войти в тренерский штаб какого-то клуба?
- Было три конкретных предложения. Я встречался с генменеджерами, но в итоге ответил отказом. Все-таки НБА - слишком узкая специализация, а мне очень нравится работать не только с состоявшимися атлетами, но также с девушками и детьми. Кроме того, люблю путешествовать по миру. А если идешь в тренерский штаб, твои поездки ограничены географией лиги. Ну и, наконец, что греха таить, в нынешнем формате мой труд оплачивается выше.
- В какой момент вы почувствовали, что состоялись как тренер?
- Пожалуй, когда мне позвонил Кевин Истман: он хотел узнать мое мнение о составленном им плане тренировок. Для меня это было высшей степенью признания: я чувствовал себя Люком Скайвокером из фильма "Звездные войны", к которому за советом обратился магистр Йода (смеется).
- Что чаще всего мешает молодым талантливым баскетболистам стать звездами?
- Лень и страх. Я видел множество сверходаренных ребят, которые не выдерживали пресса возложенных на них ожиданий. Одна мысль о том, что на их плечах может оказаться судьба целого клуба, приводит таких парней в ужас. "Есть занятия и попроще", - говорят себе они.
Тимур РУСТАМОВ