Газета Спорт-Экспресс № 61 (6125) от 22 марта 2013 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1
COMMENTS
Сегодня мы открываем в "СЭ" своего рода Гайд-Парк. Наша страница комментариев - это та трибуна, с которой известные журналисты, спортивные специалисты и простые болельщики могут свободно высказывать свое мнение - пусть даже оно не совпадает с позицией редакции. С чем-то вы согласитесь, а что-то, наверняка, покажется вам спорным. Но твердо уверены в одном: равнодушными вы не останетесь.
БЕСПРИДАННИЦА
ФУТБОЛ И ДЕНЬГИ
Александр ПРОСВЕТОВ
обозреватель "СЭ"
Сергей Фурсенко, имея за спиной "Газпром" и прочих благотворителей, жил в футболе на широкую ногу. Вдвое увеличил штат РФС, проводил различные дорогостоящие мероприятия - и, увлекшись, оставил преемнику долги, оцениваемые в 800 миллионов рублей. Нелегкое наследство, что и говорить.
А время на футбольном дворе тяжелое, военное. В разгаре конфликт с ведущими клубами. Вслед за "Газпромом" отношения с РФС прервали привлеченные Фурсенко "Норильский никель", "Уралкалий", крупнейший пакет акций которого принадлежит владельцу "Анжи" Сулейману Керимову, и страховая компания СОГАЗ, оставшаяся, однако, титульным спонсором премьер-лиги. Завершилось действие контракта с Внешэкономбанком, хотя на сайте РФС все еще висит его логотип.
Остались сугубо коммерческие спонсоры, то есть те, кто действительно заинтересован в рекламе, в отличие от производителей металла и удобрений, страховой группы, обслуживающей одного корпоративного клиента - газового гиганта, да не имеющего частных вкладчиков Внешэкономбанка, в полном официальном названии которого присутствует слово "госкорпорация". Коммерческие спонсоры (Adidas, Соса-Сola, Volkswagen, "МегаФон", "Аэрофлот" и другие) продлили или вот-вот продлят сотрудничество до 2018 года, когда, как известно, в России состоится чемпионат мира по футболу.
Пусть с ними тоже не все гладко (кое-кто задумался об уходе), в сумме они приносят более миллиарда рублей. Но бюджет РФС превышает три миллиарда, и - вот незадача - в проекте на текущий 2013 год, который только теперь должен рассмотреть исполком организации, предусмотрен дефицит в размере 1,9 миллиарда. Другими словами, долг предшественника Николая Толстых должен возрасти почти в два с половиной раза!
Но это на бумаге нетрудно расписать. А жить-то как?
Мать Ларисы Огудаловой, главного персонажа "Бесприданницы" А.Н.Островского, обеднев, принимала гостей, чтобы удачно выдать замуж дочерей. Виталий Мутко, приняв РФС, чтобы пополнить кассу, обратился к рынку. Попутно он убеждал региональных управителей да бизнесменов расщедриться на футбольные поля стоимостью по 400 тысяч долларов каждое и уложил-таки их по стране штук восемьдесят. Будущий министр всячески доказывал, что футбол - это интересно и перспективно, что растить юных футболистов - дело доброе и важное. Фурсенко, в свою очередь, лично объехал потенциальных благодетелей и каким-то образом уговорил их оказать помощь.
При сегодняшнем руководителе РФС, склонном держаться в тени, мы располагаем только высказыванием заместителя генерального директора/генерального секретаря Анатолия Воробьева о том, что "РФС не в состоянии зарабатывать деньги на содержание 21 сборной страны за счет коммерческой деятельности или продажи телевизионных прав" и что без "якорного" спонсора, коим ранее были структуры Романа Абрамовича, а потом "Газпром", не протянуть. Как следствие, вывод: "Без вмешательства федеральных властей, причем на самом высоком уровне, видимо, этот вопрос решить сложно".
В переводе это означает: SOS! Найдите, пожалуйста, спонсора для общественной организации, в дела которой государство вообще-то вмешиваться не должно (хотя иногда и позволяло себе это делать). Чем же в своей сути этот призыв отличается от просьбы, например, "Томи", которое было раскритиковано как не отвечающее нормам капиталистического общества? И что должны пропеть федерации других видов спорта, которым по достатку и популярности до футбола, как до Луны?
При этом реальные деньги от РФС утекают. Если при Колоскове в РФС работало 70 человек, при Мутко - 110, а Фурсенко - 200 (цифры оценочные), то теперь - примерно 240. Очевидно, что в структуру приняты люди Толстых. В то же время никто до сих пор не занялся так называемой оптимизацией, то есть сокращением кадров, процедурой неприятной как для тех, кого она непосредственно касается, так и для тех, кто ее производит, но мерой необходимой. Аппарат, вдвое раздутый при Фурсенко, только увеличился. И это при том, что на его тотальное переполнение указала комиссия ФИФА, проверявшая в конце прошлого года дела в РФС.
Недавно, приехав в Сочи и узнав, что воз и ныне там, представители ФИФА выразили недоумение: "Зачем же нас в таком случае приглашали для консультаций?"
В прошлом месяце РФС добровольно отказался быть хозяином товарищеского матча в Испании с командой Исландии, хотя он устраивался по нашей инициативе. Посчитали, видимо, что это хлопотно. Но хозяин, пусть формальный, это не только организатор, но и владелец всех коммерческих прав, включая телевизионные. Островитяне наняли итальянскую компанию, которая провела матч и заработала вместе с ними. Что-то перепало и местным властям. РФС же остался даже не при своих интересах, а в убытке, потому что сам оплатил перелет вместо итальянцев, взявших на себя только расходы по гостинице. Между тем, согласно международной практике, перелет, проживание, аренда полей - это все расходы организатора. Налицо некомпетентность.
Любопытный штрих: проведение матча находилось под угрозой, потому что РФС заранее не уведомил о нем испанскую федерацию, хотя, по существующему международному правилу, национальная ассоциация отвечает за любые соревнования, проходящие на территории страны. Глава испанского футбола Анхель Мария Вильяр сильно возмутился. Его успокаивал, позвонив по телефону, лично Фабио Капелло. И снова приходится говорить о некомпетентности новых людей в руководстве футболом.
Тем временем в РФС предъявляют один неоплаченный счет за другим. Если претензии РФПЛ по поводу интеллектуальной собственности надуманны, то есть и вполне реальные растущие задолженности. Их корни - в правлении Фурсенко, но почти за семь месяцев при Толстых финансовые проблемы не решались, а только усугублялись. Примеров немало.
Так, в адрес компании Adidas с подачи дотошного Капелло была предъявлена претензия по поводу серьезной недопоставки спортивной формы. Выяснилось, однако, что фирма свои обязательства выполняет. Напротив, это РФС ей должен.
Между тем это - крупнейший на сегодня спонсор союза. С Adidas заключен десятилетний контракт на 100 миллионов долларов, но спонсорские взносы по нему предусмотрены не равными долями, а по нарастающей. Если поначалу они составляли 5-6 миллионов в год, то теперь достигли порядка 15 миллионов. И это не считая 10-процентного отчисления от продаж маек сборной России в фирменных магазинах Adidas по всему миру, а также поставок экипировки. Более того, поскольку юридически безвозмездную передачу формы провести нельзя, компания предоставляет РФС дополнительную сумму (скажем, 2 миллиона), в которую оценивает свой дар. Федерация при этом должна форму как бы покупать. И вот обнаруживается, что в последние два года денежное выражение формы обратно в Adidas не возвращалось. Скопился существенный долг. А подлинную фирменную форму тем временем продают через интернет.
Приличная задолженность накопилась и по аренде здания Дома футбола. Это строение принадлежит юридической фирме "Московский центр бизнеса и спорта" (МЦБС), которую учредили РФС (54 процента) и правительство Москвы (46 процентов). Но используется оно полностью футбольными организациями. Столичные власти захотели получить свою долю. За два-три года вместе с пени набежало под 100 миллионов рублей.
К тому же московское правительство стало избавляться от непрофильных активов и посему предложило РФС либо выкупить вторую половину, либо продать ему свою часть, чтобы здание перепродать. Съезжать с Таганки РФС не хочется, а свободных денег для сделки нет.
Финансы нужны, и их надо искать. Однако в условиях войны и постоянных скандалов делать это трудно. Спонсорам требуется общественный интерес, и президент РФС - один из тех, кто должен его подогревать. Он же, будучи бесприданницей, пока довольствуется имиджем шерифа.