Газета Спорт-Экспресс № 29 (6093) от 11 февраля 2013 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

12 февраля 2013

12 февраля 2013 | Биатлон

БИАТЛОН

ЧЕМПИОНАТ МИРА

Вчера в гонке преследования Ольга Зайцева повторила свой субботний спринтерский результат, финишировав четвертой. Медаль была упущена по досадной причине: на последнем круге россиянка столкнулась с норвежкой Анн Кристин Флатланд.

НОРВЕЖСКАЯ ПОДНОЖКА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ

из Нове-Место

Воскресным утром мы с коллегами заблаговременно, чтобы не застрять в пробках и миновать наиболее массовые потоки болельщиков, направились на стадион. Уже на подходе с левой стороны от дороги показалась знакомая, неторопливо бегущая по краешку леса фигурка. "О-ля! О-ля!" - заскандировали зрители, отчаянно замахав руками, флагами и шарфами. Зайцева (а это была именно она) даже не повернула головы. Продолжала бежать, не меняя темпа.

- Могла бы хоть рукой помахать, - неодобрительно прокомментировал уведенное мой спутник.

- Не могла, - автоматически отозвалась я. - У нее сегодня гонка.

- Но гонка-то только через пять часов? - продолжал стоять на своем коллега. Объяснить ему, что выступление любого профессионального спортсмена начинается гораздо раньше того момента, когда дается старт, мне, похоже, так и не удалось.

Ситуация невольно заставила задуматься о том, что далеко не все до конца понимают, что такое чемпионат мира. И как много значит на турнирах подобного уровня умение отрешиться от всего. Именно Зайцеву я бы назвала в этом отношении профессионалом высочайшего класса, хотя нам, журналистам, порой приятнее иметь дело с более разговорчивым и контактным собеседником.

К несчастью, общительность в процессе соревнований крайне редко получается совмещать с победами. В этом отношении каждый из спортсменов сам выбирает манеру поведения, позволяющую не терять перед выступлением даже крох энергии. Скажете, что это не важно? Не соглашусь никогда. И подтверждения моей правоты не заставляют себя ждать.

Взять даже первую, мужскую воскресную гонку. Вернее, тот ее момент, когда к финишу, совершенно не уступая друг другу, неслись Эмиль Хегле Свендсен, Мартен Фуркад, Дмитрий Малышко и Антон Шипулин. Но Свендсен выиграл, а Фуркад упал на финише, словно какая-то крошечная деталька в его безукоризненно отлаженном организме вдруг дала сбой. Где он потерял те крохи концентрации, которые сохранил Свендсен, выиграв у соперника меньше трех сантиметров? Понятно, что вопрос риторический, но на таком уровне спорта отделить поражение от победы способна сущая ерунда. Пусть даже сами спортсмены не всегда отдают себе в этом отчет.

* * *

Сколько бы мы ни говорили, что четвертая и пятая стартовые позиции, завоеванные Зайцевой и Ольгой Вилухиной в спринте, - это прекрасный плацдарм, чтобы вести атаку в гонке преследования, сама Зайцева была, конечно же, раздосадована: единственный промах, допущенный в стрельбе стоя, лишил ее если не победы, то как минимум гарантированного серебра. Точно так же - с досадой - восприняла свою серебряную медаль олимпийская чемпионка Ванкувера Тора Бергер. На пресс-конференции норвежка выглядела хмурой и прокомментировала собственное выступление коротко: "Не получилось".

Не получилось в той гонке не только у нее. Из доброго десятка наиболее вероятных претенденток на победу "отвалились" все без исключения. Собственно, ставшая впервые в жизни чемпионкой мира украинка Алена Пидгрушная прекрасно выразила суть произошедшего в самом начале своего интервью:

- Ощущения непередаваемые! Просто все сошлось. Сложилось наилучшим образом со стрельбой, а ход позволил "упереться" на финишном круге и все-таки урвать эту победу!

Комментируя же бронзу подруги по команде Виты Семеренко, чемпионка сказала:

- Когда Вита ушла со второго рубежа, отстреляв на ноль, тренеры вели нас по дистанции одновременно. Сначала я слышала: "Оп! Оп!" - адресованные мне, и сразу после этого: "Вита! Давай! Давай!" То есть было понятно, что Вита близко и тоже борется за призовое место. Я радовалась этому, но и понимала, что расслабляться нельзя ни на секунду. До последнего не верила, что стану первой. Только после того, как финишировала Бергер, стало понятно, что победа будет моя. Вряд ли кто еще был способен нас обойти - слишком многие делали серьезные ошибки в стрельбе. Мы же делали ставку прежде всего на "чистые" рубежи. Кардинально изменили в этом сезоне стрелковую подготовку, стали значительно больше стрелять на высоком пульсе. Есть и другие секреты, говорить о которых я не буду. А главное - эта работа дала результат.

Слушая Пидгрушную, было трудно не задуматься о том, что мы совершенно напрасно привыкли "по умолчанию" считать спринт чужой вотчиной. Дистанцией, где шансы российских биатлонисток расцениваются менее предпочтительно, чем в гонках с четырьмя рубежами. Наверное, и украинские тренеры могли считать точно так же. Но чемпионка сказала:

- После Остерсунда, где неожиданно для себя я стала в спринте второй, у меня не очень получались спринтерские гонки. Постоянно настреливала то по два штрафных круга, то по три. А президент нашей биатлонной федерации Владимир Брынзак при каждом удобном случае напоминал: "Запомни, все начинается со спринта. Как он сложится, так пойдет и дальше". Именно поэтому в Нове-Место мне вдвойне хотелось показать высокий результат именно в спринте.

Когда же я попросила Пидгрушную оценить российских соперниц, она сказала:

- Со стороны постоянно кажется, что ваши девочки находятся под слишком большим давлением. Словно от них очень много требуют. Наверное, это действительно так. Видно же: стоит кому-то выступить неудачно - тут же человек исчезает из состава и в лучшем случае продолжает выступать в Кубке IBU. Нам в этом отношении проще. Нас мало, и к каждой спортменке тренеры относятся бережно и внимательно. У меня, например, три спринта подряд в этом сезоне не получились. Выступай я за Россию, не думаю, что место в команде удалось бы сохранить. А так я просто продолжала спокойно работать.

* * *

Первый рубеж в гонке преследования Пидгрушная, Бергер и Зайцева прошли безукоризненно. А вот у Вилухиной, заметившей накануне, что находится в прекрасном состоянии и в воскресенье намерена всерьез биться за медаль, случились сразу два промаха. Второй заход на стрельбище оказался для Зайцевой и Бергер менее удачным: обе заработали по штрафному кругу. Что, впрочем, не помешало российской спортсменке сохранить за собой вторую позицию с 17-секундным отставанием от Пидгрушной. В то время как Тора переместилась на четвертую позицию, с символическим преимуществом пропустив вперед польку Кристину Палку.

На третьем рубеже началась свистопляска: Зайцева с Палкой ушли на штрафной круг, Пидгрушная и Бергер - на два. Другими словами, образовалась та самая непредсказуемая ситуация, которую так любят биатлонные болельщики.

Наверное, если бы на месте Бергер была любая другая спортсменка, можно было сосредоточиться на выступлении первых двух. Однако норвежка даже с "-20" выглядела куда опаснее, нежели Палка, бежавшая за Зайцевой вплотную. И на заключительной стрельбе Тора в очередной раз подтвердила, что олимпийскими чемпионками в личных гонках не становятся люди со слабыми нервами. Именно на этом, самом важном рубеже она оказалась безупречна. В отличие от Зайцевой и Палки.

Ну а потом случилось то самое падение Флатланд, лишившее совершенно вероятных медалей как Зайцеву, так и саму норвежку. Понятно было, что виновата здесь не наша спортсменка: Флатланд вырвалась вперед и, поскользнувшись на ледяной корке, упала прямо под ноги россиянке. Вот только нам от этого было не легче.