Газета Спорт-Экспресс № 272 (6040) от 30 ноября 2012 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 2
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 18-й тур
Сегодня "СПАРТАК" - "ЗЕНИТ"
Дмитрий СВЕТОЗАРОВ: "СПАЛЛЕТТИ МОГ БЫ СЫГРАТЬ ДЬЯВОЛА"
- Главный тренер "Зенита" Лучано Спаллетти: каким он вам видится со стороны?
- Знаете, как страстный и очень давний болельщик "Зенита" первым делом хочу сказать о том, что Спаллетти - лучший тренер команды в ее российской истории. На мой взгляд, он объединяет в своей работе профессионализм и искусство, отточенное владение ремеслом и вдохновенное творчество. Несмотря на некоторые тактические ошибки в области психологии (опять же сугубо мое мнение), это человек, способный держать в руках такой сложный механизм, как современная команда высокого уровня. Поэтому, как мне кажется, всем нам надо постараться как можно дольше сохранять этого тренера для "Зенита".
Ну а что бывает при тренерской чехарде, мы отчетливо видим на примере такого большого клуба, как "Спартак". Наставники меняются, а проникнуться духом команды, полностью овладеть ситуацией не могут. Спаллетти это удается. Не без ошибок, конечно, но удается. Сейчас вот многие вменяют ему в вину приобретения Халка с Витселем и "срочное" введение их в стартовый состав. Возможно, эта критика отчасти и справедлива. Если бы того же Халка подпускали к основе постепенно, может быть, он удачнее влился бы в игру. Но на носу была Лига чемпионов, и решения во многом принимались вынужденные. Впрочем, убежден, что за зиму все утрясется.
- Вы в большей степени рассказали о спортивной стороне. А если взять чисто человеческие впечатления?
- Мне Лучано представляется человеком многоликим. Правда, сейчас я буду рассуждать как режиссер. Так вот, главный тренер "Зенита", уверен, наделен артистическими способностями. Он производит впечатление мудрого, в какой-то степени хитрого и в то же время очень тонко чувствующего ситуацию человека. Я бы сравнил его со звездой мирового кинематографа британским актером Беном Кингсли. Спаллетти удивительным образом вписался в нашу жизнь, оставаясь при этом представителем другой страны и другой культуры. И хотя он не говорит по-русски, но тем не менее сумел удивительным образом соединиться с Россией, нашим футболом и главное - с "Зенитом". Это результат его человеческой гибкости.
- Как режиссер на какую роль вы бы пригласили Лучано Спаллетти?
- Знаете, может, это прозвучит несколько провокационно, но первое, что приходит в голову, - роль Аль Пачино в американском фильме "Адвокат дьявола" (речь о роли дьявола. - Прим. "СЭ"). Надеюсь, Лучано на меня не обидится, но в его улыбке и чуть прищуренном взгляде, порой мимолетной отстраненности во время матчей, сменяющейся эмоциональными взрывами, есть что-то мистическое. А вообще он каждому видится по-своему, хотя и остается самим собой. При этом тонко ведет свою линию, что обеспечивает его успешную карьеру в России. А это, согласитесь, довольно непростое дело. Вспомните, сколько крупных европейских фигур вылетало у нас из обоймы моментально. Чтобы не наделать здесь больших ошибок, нужно обладать очень тонким психологическим нюхом. Спаллетти же очень серьезных ошибок пока, по-моему, не делал.
- На ваш взгляд, Спаллетти - характерный представитель Италии?
- Он европеец, яркий представитель итальянской культуры. Его облик, даже жестикуляция говорят об этом.
- Самое оригинальное, на ваш вкус, высказывание Лучано Спаллетти процитировать можете?
- Сейчас не готов процитировать дословно: голова занята тяжелейшими съемками на непростой погоде. Кстати, в Москве она может повлиять на матч "Спартак" - "Зенит". А вообще пресс-конференции Спаллетти вежливы и порой дипломатичны. Лучано, как правило, уходит от каких-то острых вещей. Но когда ваш брат журналист тренера "достает", его хлесткие и короткие ответы-пощечины впечатляют. А из последнего запомнилось: "Я познакомлю Карпина с Халком!" Не знаю, понимает ли Лучано, как это звучит по-русски, но пикантность фразы доказывает, что Спаллетти прекрасно чувствует чисто русские подтексты. Дай бог, чтобы это высказывание сработало и подкрепилось результатом.
Сергей ЦИММЕРМАН
Санкт-Петербург