Газета Спорт-Экспресс № 268 (6036) от 26 ноября 2012 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 1
ФУТБОЛ
СОГАЗ - ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. 17-й тур
"Акционерами "Спартака" принято решение, что Унаи Эмери больше не будет тренировать команду. Что будет дальше - объявим в ближайшие дни. Спасибо". Так генеральный директор красно-белых Валерий Карпин подвел черту под очередным этапом жизни своего клуба, потерпевшего вчера разгромное поражение от "Динамо" - 1:5.
ИЗБАВИЛИСЬ
Дмитрий ЗЕЛЕНОВ
"Пусть говорит наш тренеришка", - отмахнулся после матча Артем Дзюба от тележурналистов и уверенной походкой прошествовал по смешанной зоне в сторону спартаковского автобуса, который плотным кольцом окружили бойцы ОМОНа. Не все болельщики еще знали о принятом кадровом решении, и многие из них хотели в привычной для себе манере спросить с тех, кто выходил на поле.
Зато игроки уже все знали и, после того как в раздевалке побывали акционеры, могли позволить себе "играть в открытую". Если раньше о своем отношении к испанскому тренеру публично они говорили лишь на футбольном языке, то теперь смело перешли на русский. Хамский русский.
Надо же - "тренеришка"... Даже удивительно, сколько презрения может вобрать в себя одно словечко, пусть и сказанное на эмоциях. А ведь этой фразой, как мне кажется, Дзюба выдал и себя, и всех остальных. Еще до матча с "Динамо" по некоторым признакам можно было сделать вывод, что у Эмери в "Спартаке" есть проблемы, причем не только футбольного характера. Но казалось, что со временем все наладится. К тому же было очень интересно посмотреть, что же у баска в итоге получится. Однако все оказалось настолько серьезно, что в данных обстоятельствах отставка главного тренера представляется единственно верным решением, пусть и не слишком красивым.
Отчего-то вспомнился Анатолий Бышовец с его нетленным "нет предела человеческой мерзости". И речь тут идет вовсе не о Дзюбе или других футболистах, безоговорочно раздавленных соперником и выместивших злобу на человеке, которому "повезло" стать крайним. В том, о чем в свое время так витиевато говорил Анатолий Федорович, трудно обвинять кого-то конкретно. Когда такое происходит - виноваты и все сразу, включая принесенного в жертву Эмери, и никто в отдельности. Иногда это называют коллективной ответственностью, иногда круговой порукой.
Казалось бы, что тут такого? В футболе подобное встречается сплошь и рядом - очень часто тренер, добившийся успеха с одной командой, в другой терпит неудачу. Из относительно свежих мировых примеров - опыт Андре Виллаш-Боаша в "Челси", из российских - работа Миодрага Божовича в "Динамо".
В случае с Эмери ситуация вышла за рамки стандартных шаблонов типа "тренер против игроков" или "тренер против руководства". Потому что история пошла по очень редкому сценарию "тренер против всех", причем сам Эмери, судя по всему, об этом либо не догадывался, либо делал вид, что не догадывается. Что хуже - сказать сложно.
Но как тут можно о чем-то догадаться, если даже в СМИ твои руководители - председатель совета директоров и генеральный директор - говорят такие правильные вещи? "Не нужно бросаться из крайности в крайность", "зачем принимать радикальные решения", "надо спрашивать прежде всего с футболистов" - это все из последних цитат Карпина. Что сказал после матча с "Барселоной" Леонид Федун, вы, думаю, хорошо помните: свой двухлетний контракт тренер должен отработать.
Впрочем, к тому, что слова спартаковских руководителей нужно делить надвое, могла научить еще ситуация с Микаэлем Лаудрупом, которого, кстати, отправили в отставку тоже после разгромного поражения от "Динамо". Прямо в день того матча в "СЭ" было опубликовано интервью Карпина, в котором гендиректор как раз рассуждал о кредите доверия датчанину. "Его размер не должны определять результаты четырех матчей, - говорил тогда Карпин. - Впереди марафон из 26 игр, и неверно подводить итог работы тренера уже сейчас. Пока мы Лаудрупу полностью доверяем".
Уже через пару дней Карпин тренировал красно-белых сам…
Ни в коем случае не пытаюсь поймать генерального директора на слове, уличить его во лжи или в чем-то подобном. Тем более что и о влиянии "фактора результата" на судьбу Эмери он оговаривался, правда - мельком. Прекрасно понимаю, что любые публичные высказывания - инструмент политики, высокопоставленные ораторы всегда преследуют какие-то цели, и можно только поаплодировать умению Карпина добиваться этих целей.
Куда интереснее то, что он говорил не журналистам, а футболистам. Действительно ли у генерального директора было так много работы в клубе, что в Тарасовке он появлялся всего несколько раз? Правда ли, что мощная кампания против Эмери, поднявшаяся среди спартаковских ветеранов, стартовала сама по себе? Верно ли то, что ведущие игроки были недовольны Эмери сами по себе, без чьего-либо влияния? Справедливы ли, в конце концов, слухи о сговоре или это чушь и выдумки недоброжелателей?
Возможно, на часть из этих вопросов может ответить анекдотец, о котором активные пользователи интернета, предполагаю, уже слышали. В субботу ночью, то есть накануне игры с "Динамо", по социальным сетям пошло гулять сообщение, содержание которого привожу дословно: "Осталось несколько часов до принципиального дерби с мусорами, а вместо здорового сна Кариока, Ари, Веллитон и т.д. сейчас бухают в баре "Барбадос", где я работаю".
Примерно в это же время в сети появилась и фотография, на которой Веллитон стоит в обнимку с улыбающимися людьми, очень похожими на заместителя генерального директора "Спартака" Романа Асхабадзе и спортивного директора клуба Дмитрия Попова.
Должно быть, на этом празднике было хорошо и без Эмери.