Газета Спорт-Экспресс № 254 (6022) от 9 ноября 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

10 ноября 2012

10 ноября 2012 | Олимпиада - Сочи-2014

ОЛИМПИЗМ

В эти дни в Сочи проходит World Press Briefing , на котором журналисты со всего мира могут ознакомиться с ходом подготовки к Олимпийским играм 2014 года.

СОЧИ-2014: В НАЧАЛЕ ФИНИШНОЙ ПРЯМОЙ

Сергей БУТОВ, Сергей РОДИЧЕНКО

из Сочи

В столицу предстоящих зимних Игр приехали более 300 представителей прессы из 30 стран. Чем вызван такой интерес? В первую очередь, конечно, тем, что до Олимпиады осталось всего 15 месяцев. А также немаловажным фактом, что Лондон-2012 уже остался позади, и теперь ничто не отвлекает журналистов от сочинской тематики. Так что подготовка к Играм уже, можно сказать, в начале финишной прямой.

Большая часть приехавших интересуется отнюдь не ходом строительства многочисленных спортивных объектов, а вещами более, так сказать, технологическими. К примеру, где разместятся журналистские отели и удобно ли будет добираться от них до стадионов? Где будут расположены субпресс-центры и можно ли успеть добежать от них до смешанной зоны, пока участник соревнований ее не покинул? Или хватит ли мест в зале для пресс-конференций после соревнований фигуристов?

Таких вопросов, без решения которых журналистская работа сильно усложняется, довольно много. Но и на осмотр самих стадионов время, конечно, осталось. Начали с Олимпийского парка, расположенного на берегу моря. Вертолетная экскурсия запланирована не была, но, думается, сверху парк сейчас выглядит как гигантская детская песочница, в которой разложили не менее грандиозные разноцветные формочки.

Одна из них - 12-тысячный ледовый "Айсберг", где во время Олимпиады будут проходить турниры по фигурному катанию и шорт-треку. Он фактически готов к эксплуатации. Да иначе и быть не может, ведь в начале декабря здесь пройдет финал "Гран-при" у фигуристов. Менеджер "Айсберга" с гордостью показывает свои владения очередной группе журналистов, а напоследок получает вопрос от корреспондентов "СЭ":

- А почему вы все-таки работаете здесь, а не в соседнем конькобежном дворце?

Олимпийская чемпионка-1994 по конькам в беге на 3000 метров Светлана Бажанова улыбается:

- Начинала я работать на конькобежном стадионе, но потом, когда дела там наладились, меня попросили перейти в "Айсберг".

И действительно - на конькобежной "Адлер-арене" никаких проблем не наблюдается. Зато наблюдается большое количество улыбок на лицах сотрудников. Секрет оказывается простым: всего лишь час назад началось, быть может, самое долгожданное действо, которое только можно представить в конькобежном дворце. Это, конечно, заливка льда. Он еще очень тонкий, больше напоминает лужицы на бетонном основании, но кое-где уже искрится! Заливать каток будут две недели, а первые серьезные соревнования пройдут здесь в конце декабря - чемпионат России с участием всех сильнейших. А в марте - самое ответственное испытание: чемпионат мира на отдельных дистанциях.

А вот хоккейные дворцы настоящие испытания ждут в конце апреля - в Олимпийском парке пройдет чемпионат мира для игроков до 18 лет. 7-тысячная арена "Шайба", конечно, сильно уступает по внешним красотам роскошному 12-тысячному "Большому", но со своими задачами, без сомнения, справится.

А "Большой", как понятно из его названия, станет одной из главных визитных карточек Олимпийского парка. Он явно не потеряется даже на фоне оригинальной архитектуры "Фишта" - стадиона, где пройдут церемонии открытия и закрытия, а в 2018 году - матчи чемпионата мира по футболу.

Сейчас полутемный зал "Большого" выглядит даже несколько таинственно. Представьте себе: в метре над центром хоккейной площадки висит на серебристых цепях огромный черный куб. Но уже скоро с него снимут драпировку, и он вознесется под высокий потолок арены четырехсторонним информационным табло, которое в конце февраля 2014 года объявит олимпийского чемпиона по хоккею.

Строители "Большого", похоже, не сомневаются, кто им станет. Иначе зачем им на двери одной из бытовок возле хоккейного дворца вешать табличку с надписью "Раздевалка сборной России"?

Прибрежный кластер мчится к Олимпиаде на всех парах. А что же горный? Оказывается, и он не отстает.

В горы журналистский долг позвал нас на следующее утро. Принято считать, что горный кусок сочинских Игр пройдет в Красной Поляне, хотя на месте быстро выясняется, что от самого населенного пункта до трамплинов и прочих стадионов "только самолетом можно долететь". Мы пользовались автобусом.

За два дня до нашего визита в краснополянском спортивно-туристическом комплексе "Горная карусель" дрались гастарбайтеры из Таджикистана и Узбекистана. Картина, видимо, была страшная. Данные о причинах побоища, в котором приняли участие больше 200 человек, довольно противоречивые - ясно, что конфликт случился на прозаичной бытовой почве. Очевидно и другое: последствия этой "карусели" на рабочих местах пришлось ликвидировать ОМОНу. И тот с поставленной задачей справился.

В день визита мировой прессы, впрочем, ничто уже не напоминало о драматичных событиях. А если бы даже и напоминало, все улики смыл тропический ливень, сопровождавший нашу колонну автобусов на протяжении всей поездки. Редкие граждане Таджикистана и Узбекистана, любезно помогающие строить наше олимпийское будущее, в Красной Поляне были подчеркнуто дисциплинированны и трудолюбивы. В отличие от Олимпийского парка, где гастарбайтеры сидят на корточках тут и там, в горном районе они искусно вмонтированы в окружающий ландшафт и на глаза практически не попадаются.

Что касается самих олимпийских арен, то о них можно рассказать в двух словах: они строятся. Маски, во всяком случае, точно сброшены, чего нельзя сказать о строительных касках, хотя и они доживают последние месяцы.

Таковых до начала Игр осталось ровно 15. Если бы Олимпиаду проводили в Кемерове, впору было бы бить тревогу ввиду еще предстоящих двух зим, однако в Сочи зимы - не сибирские. Даже в ноябре на высоте за две тысячи метров над уровнем моря - в зоне финиша горнолыжного комплекса "Роза Хутор" - температура держится в районе отметки 10 градусов тепла по Цельсию.

Такое подспорье для строителей оборачивается не самым аппетитным визуальным рядом, сопровождающим стройку. Спортивные объекты выглядят так, как выглядела бы разобранная на вашем огороде теплица, смешанная с грязью от проливных дождей. Но тут даже особо впечатлительные вполне могут потерпеть до первого снега, который должен преобразить пейзаж.

Рядом с любым горным олимпийским объектом отчетливо понимаешь две вещи. Во-первых, грандиозный, потрясающий воображение масштаб всего происходящего в сочинских горах, где по ровному дорожному полотну серпантина свистят навстречу сотни, нет, тысячи грузовых машин, а рядом на умопомрачительных высотах плывут, бесстыже виляя бедрами, кабинки подъемников - как будто так всегда было! Во-вторых, острую необходимость разнообразных строений, скучно именуемых в проектной документации "инфраструктурными объектами", - офисных зданий, ресторанов, магазинов. Без них каждая олимпийская арена пока смотрится генералом без войска.

Инфраструктурных сооружений пока крайне мало, впрочем, проводить соревнования это не мешает. Они и проводятся. И будут проводиться дальше, причем в совершенно циклопических количествах - только до конца нынешнего зимнего сезона оба олимпийских кластера вскладчину примут более 60 турниров.

В среду на трассе "Санки" мы застали международную тренировочную неделю саночников. Нельзя сказать, чтобы наше эффектное появление произвело на спортсменов, официальных и даже полуофициальных лиц хоть какое-то впечатление. Недавно в финишный городок заглянул лично князь Монако Альбер, привозивший в Сочи свой форум "Спорт и мир", жал всем желающим руки, и тот визит, надо сказать, резко понизил способности саночников удивляться чему-либо.

Перестала, кажется, удивляться тому, что в Сочи можно провести зимние Игры, и мировая пресса. Лично осмотрев практически все спортивные арены и даже дав кое-какие практические советы по организации будущих соревнований, репортеры зафиксировали в своих блокнотах огромный шаг вперед, совершенный организаторами.

Работы предстоит еще немало. Времени осталось не так много. Но арены построены, спортсмены предупреждены. Олимпиада будет. Так нам сказали.