Газета Спорт-Экспресс № 179 (5947) от 13 августа 2012 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

13 августа 2012

13 августа 2012 | Олимпиада

LONDON-2012

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА

Ей всего 22 года, но она уже двукратная олимпийская чемпионка. Если совсем точно - первая двукратная олимпийская чемпионка в индивидуальном многоборье. Абсолютная!

Евгения КАНАЕВА: "НЕ МОГУ НАЗВАТЬ СЕБЯ ЛЕГЕНДОЙ"

Владас ЛАСИЦКАС

из Лондона

- Усэйн Болт, став в Лондоне-2012 первым, кому удалось защитить свои олимпийские титулы на дистанциях 100 и 200 метров, провозгласил самого себя легендой мирового спорта. А вы, Евгения, себя легендой считаете?

- Не могу назвать себя легендой (смеется). Ну вот правда, язык как-то не поворачивается. Конечно, я горжусь тем, что выступила уже на второй Олимпиаде и вновь выиграла, но не более того. А с Болтом, кстати, очень хотела бы сфотографироваться. Как, впрочем, и с американским пловцом Майклом Фелпсом.

- А в чем для вас лично разница между олимпийской и двукратной олимпийской чемпионкой?

- Разница огромная. По дороге к Лондону-2012 я прошла полный олимпийский цикл и четыре последних года продержалась на высоком уровне. Мне хотелось доказать самой себе, что все получится. На этих Играх передо мной стояла конкретная задача: выступить достойно и выиграть.

- Подготовка к этой Олимпиаде была более нервной и сложной, чем к пекинской?

- Скажу так: было не просто. На Игры-2008 я отобралась буквально в последний год до старта, а сейчас мне было необходимо весь четырехлетний цикл постоянно показывать высокие результаты. В Пекине я стояла на ковре и думала, что сердце просто вырвется из груди от волнения, а в Лондоне в первую очередь хотелось выступить так, чтобы не подвести всех тех, кто в меня верил и помогал.

- То есть победа в Пекине - это настоящее счастье, а успех в Лондоне - удовлетворение от хорошо проделанной работы?

- К Лондону я шла и готовилась с конкретной целью: мне надо было отобраться на свои вторые Игры, а затем и выиграть их. И когда это произошло, у меня словно камень с души упал - обрадовалась, что никого не подвела.

- Что оказалось самым сложным за последние четыре года?

- Первый год после Пекина и финальная стадия подготовки к лондонской Олимпиаде. После Игр-2008 все ждали от меня чего-то нового, а многим хотелось увидеть новых гимнасток и побед иных спортсменок. Поэтому мне постоянно приходилось усложнять программы, где-то перебарывать себя. Это было тяжело. Обычно думают: ну что сложного в том, чтобы выйти и сделать два, три или четыре прогона программы? Но все мы люди, то голова заболит, то живот, а иногда просто плохое настроение, и все дается сложнее, чем представлял. В такие моменты я говорила себе: есть люди, у которых вообще нет возможности просто пойти и потренироваться. Поэтому я встряхивала себя и повторяла: у тебя такая возможность есть, иди и работай. В последний год выжимала из себя все, что могла, даже когда болела.

- В финале индивидуального многоборья первый вид программы - упражнение с обручем - должен был задать тон всему выступлению?

- Конечно, особенно с учетом той помарки, которую я допустила в квалификации именно с обручем. К тому же первый и последний виды - всегда самые важные.

- Признайтесь, вы разговариваете с предметами, с которыми выходите на гимнастический ковер?

- Благодарю их - поцелуями (улыбается).

- После третьего вида, когда ваш отрыв составлял уже более двух баллов, все журналисты и зрители окончательно поняли, что вас уже никому не догнать. А вы сами?

- Никогда нельзя расслабляться, поэтому о победе я подумала лишь тогда, когда ушла с ковра после последнего вида. Конечно, я сама вижу, за что арбитры могут снять какие-то баллы, но в финале мне ставили достаточно высокие оценки, и это меня радовало. В нашем виде спорта судьи - это те же зрители, и если ты чувствуешь, что на голову выше остальных, то не должен волноваться насчет оценок.

- А вы в финале были на голову выше остальных?

- Я не знаю (смеется). Практически не смотрела, как выступали соперницы, старалась думать только о своих программах.

- Примерно с 2009 года на турнирах вы постоянно живете в одном номере с Дарьей Дмитриевой. Скажите, не хотели ли вас на время Олимпиады расселить, чтобы вы друг друга не накручивали?

- А как мы могли накручивать? Каждый из нас настраивается, как ему удобно. Друг друга надо поддерживать, помогать. Остальное - в руках Бога. Он видит, кто сильнейший. Тот в итоге и выигрывает.

- По словам Дарьи, в Лондоне у вас была бессонница.

- Вообще не спала (смеется). Порой смотрела на Дашу и думала: "Вот счастливый человек, спит себе спокойно". Но перед финальным днем я все же установила личный рекорд: поспала до шести утра.

- Говорят, руководство сборной перед Олимпиадой отобрало у гимнасток телефоны, чтобы они не отвлекались на интернет и sms-переписку.

- Это у групповичек забрали, а у нас с Дашей - нет (смеется). У нас с ней нет интернет-зависимости, поэтому мы спокойно отвечали на сообщения близких людей и откладывали телефон в сторону. Он никак не мешал нашей подготовке.

- Кто больше всех критиковал вас перед Олимпиадой?

- Мой тренер Вера Штельбаумс. За что? Да много за что: за работу, за поступки, за какое-то неправильное поведение. Я же не идеальный человек и тоже допускаю ошибки.

- А после победы не критиковала?

- Теперь-то за что (смеется)? Наоборот, сказала: "Слава Богу, что ты выиграла". А потом призналась, что глаз не сомкнула накануне финала. И еще рассказала, что моя мама, которая тоже здесь, в Лондоне, во время моих выступлений выходила из зала, так как слишком нервничала. Наверное, ей так было легче (улыбается). Но свой главный совет мама перед стартом мне все же дала. Написала: "Улыбайся, все любят твою улыбку".

- Как будете праздновать успех?

- Самое интересное, что я никогда прежде не отмечала свои победы. В Пекине не пошла на чествование, потому что осталась с Олей Капрановой: мне казалось, что это было правильным решением. Я не могла радоваться, когда другому человеку было плохо.

- И сейчас не будете праздновать?

- Я этого не говорила (смеется). Повторяю, раньше я никогда не праздновала, но, возможно, пришло время это сделать. К тому же у нас есть двойной повод: Даша ведь тоже выиграла медаль.

- А чем вы себя побалуете?

- Меня балуют мои близкие - своим вниманием. А я себя побалую едой: очень люблю покушать (улыбается). Хотя перед Олимпиадой мне пришлось приложить немало усилий, чтобы похудеть. Раскрою секрет: год назад я в какой-то момент весила на восемь килограммов больше, чем сейчас.

- Вопросы насчет возможного участия в Олимпиаде-2016 в Рио-де-Жанейро вам когда можно будет задать?

- Меня последний час только об этом и спрашивают (смеется). Я немного отдохну после Олимпиады, а потом подумаю над этим вопросом. Пока даже не знаю, завершен ли для меня этот сезон. Конечно, я ценю то, что у меня есть, но понимаю, что в спорте нет предела совершенству. Кто-то постоянно кого-то обгоняет, перепрыгивает.

- Вам через многое пришлось пройти за все эти годы. Посоветуете ли людям отдавать дочек в художественную гимнастику?

- Считаю, для девочек это прекрасный вид спорта. Но если он ребенку не нравится - насиловать его не стоит. К тому же в художественной гимнастике очень важно попасть к хорошему тренеру. Мне в этом плане повезло.